В прошлом году государство монополизировало лотерейные игры. Проводить их разрешили лишь организациям федерального значения — Минфину, Минспорту, а также «Спецстрою», близкому к Минобороны. Решение о проведении лотерей было отдано на волю кабинета министров. Стороннему наблюдателю непонятно: хорошо ли это или плохо? Либо власть придала лотереям высокий статус и приравняла их к ведущим отраслям экономики, либо уподобила главным угрозам наравне с терроризмом.
Какие плюсы можно усмотреть? Действительно, с начала 1990-х годов с лотереями было связано немало сомнительных манипуляций и даже откровенных махинаций. Сама суть лотерейной системы — это «воля случая», что дает возможность для злоупотреблений. Однако найти финансовые недостатки при желании возможно в любой из отраслей российской экономики. У проштрафившихся и нарушивших закон банков продолжают отзывать лицензии. Но это не означает, что надо закрывать весь банковский сектор и отдавать его в ведение государства.
Крупье ставит на «зеро» и выигрывает
До революции российское государство проводило массовые лотереи лишь дважды: в 1892 году — для сбора денег населению, пострадавшему от неурожая, и в 1914 году — на военные нужды. После 1917 года лотереи стали популярными — ими тешили публику на ярмарках, распродажах, аукционах, в театрах, кино, клубах и даже на партийных собраниях.
Первые советские лотереи использовались для сбора средств в фонд помощи голодающим. Проводились как всероссийские, так и губернские розыгрыши. Сборы разлетались по карманам откровенных мошенников, таких, как пресловутый Корейко.
Потом государство поставило лотерею на поток. Сначала проводились денежно-вещевые лотереи ДОСААФ. На призовой фонд шло до четверти средств, вырученных от продажи билетов. «Счастливчики» получали выигрыши от рубля до автомобиля «Волга» (когда это чудо техники поступило в распоряжение граждан).
Потом право проводить лотереи получил Союз художников, но победителям в них дарили только картины и скульптуры, поэтому этот розыгрыш не пользовался популярностью. Иногда проводились специальные тиражи, посвященные крупным мероприятиям — например Фестивалю молодежи и студентов.
В 1970 году стартовала лотерея «Спортлото 6 из 49». За всю историю советских лотерей она стала самой крупной и знаменитой. За 20 лет существования «Спортлото» принесло государству 500 млрд рублей. На эти деньги по всему СССР строились стадионы, а в 1980 году лотерея сыграла значительную роль в финансировании московской Олимпиады.
Кручу-верчу
После развала Советского Союза государственные лотереи заменили базарные лохотронщики, липовые моментальные тиражные билеты и даже «наперсточники», способные обдурить клиента, не прибегая к посредничеству государства. Власть опомнилась через 12 лет. В конце 2003 года вышел закон «О лотереях». Его главной целью стало формирование списка легальных лотерей, при помощи которого контролеры и милиция смогли бы вычислить и наказать лохотронщиков.
До этого времени в России не было единого уполномоченного органа, регулирующего игорную деятельность, в том числе и лотереи. Разрешение коммерсанты получали в Минфине, Госкомспорте, у местных властей. Лотереи расплодились в товарных количествах, и точного их числа не знали даже чиновники. Запретить или проконтролировать вакханалию оказалось сложно. С лохотронщиками, впаривающими наивным людям билеты, размноженные на ксероксе, милиция боролась с переменным успехом.
Зачастую не получалось. Местные контролеры не имели права не только запретить, но даже проверить подлинность лицензии. Им показывали копию разрешения на всероссийскую лотерею, выписанную в Москве, — не поедешь же проверять?
Закон изменил ситуацию кардинальным образом. Лотерейная вольница, когда право на оболванивание масс можно было получить у знакомого высокопоставленного чиновника, закончилась. Создавать собственные лотереи стали способны как федеральные, так и региональные власти. Получить настоящую справку стало гораздо проще.
Но от добра добра не ищут. Появилось множество сомнительных организаторов лотерей и операторов по продаже лотерейных билетов. Тем не менее рынок был сформирован и приобрел вполне определенные формы.
Есть билет на балет, на лото билетов нет
Главная острая лотерейная проблема — распределение целевых отчислений от проведения гослотерей. Дело в том, что проследить, куда идут деньги от частных лотерей, практически невозможно. 10% выручки должно идти на благотворительные цели. Куда они идут на самом деле, не знает никто. Как правило, их след теряется в разномастных благотворительных фондах, известных только организаторам лотерей.
Поэтому цели лотереи не всегда достигаются. Ведь изначально любая лотерея — целевой проект, направленный на сбор средств на благотворительное или социально значимое мероприятие.
В ситуации с государственными лотереями ситуация выглядит лучше. Все целевые отчисления попадают в бюджет государства. Суммы и сроки четко отслеживаются. «Однако далее средства обезличиваются и проследить, на что именно они были израсходованы, становится невозможно», — отмечает бывший директор одного из операторов по продаже лотерейных билетов. По его словам, деньги из центра поступают на счета региональных фондов, но взять за руку кого-то из посредников невозможно. «Для этого придется приставить сотрудника правоохранительных органов к каждому киоску», — заключает экс-директор.
Если взять билетов пачку, то получишь водокачку
Централизация повлекла за собой не только позитивные, но и негативные последствия. С одной стороны, региональные бюджеты получили возможность дополнительно привлекать доходы путем организации различных лотерей — тиражных и моментальных. В итоге число незаконных организаций, которые грели руки на пробелах в законодательстве, по данным участников рынка, снизилось на 34–36%.
Впрочем, для участников российского рынка изменения в законодательстве практически ни к чему не привели. Как на своем сайте сообщает Минэкономразвития, в первую очередь необходимо привести закон о лотереях в соответствие с мировыми стандартами. Принятый в 2003 году закон «О лотереях», по мнению чиновников, морально устарел. В мировом лотерейном бизнесе применяются новые технологии, использование которых в нынешнем положении проблематично.
Рынок лотерей, как показывает мировая практика, является ограниченным финансовым ресурсом. Развитые государства, осуществляющие взвешенную политику в области лотерейного дела, стараются не допускать конкуренции среди проводимых ими лотерей, так как, по сути, государство, выдавая неограниченно лицензии и разрешения на осуществление подобных лотерей, конкурирует само с собой, снижая операционную выручку операторов лотерей и увеличивая их расходы.
Как говорит собеседник «МК», занятый в игорном бизнесе, начиная с 2003 года многие игроки успели переоформить свой юридический статус в букмекерские конторы и нарастили выручку за счет роста популярности прогнозов.
Фантики в обмен на нефть
Еще до внедрения нового закона о лотереях от 2014 года в правительстве много спорили. Скептики указывали, что будет разрушена «целесообразность создания конкуренции между государственными лотереями, лотереями субъектов и муниципальными лотереями».
Для чего тогда был задуман новый закон? Придуман он был для разрушения сформированной ситуации.
Читаем сайт Минэкономразвития: «Мировой опыт свидетельствует, что чем больший срок у организатора лотереи на ее проведение, тем более качественно происходит организационный процесс ее создания. Кроме того, немаловажно отношение населения — чем чаще меняется оператор лотереи, тем меньшее доверие вызывает предлагаемый им продукт».
Отметим, что доля лотерей в мировом азартном рынке составляет 57%. Общий объем лотерейного рынка за 2010 год составил $240 млрд.
На европейском лотерейном рынке Россия занимает 29-е место из 36 стран, в которых лотерейная деятельность легализована и существует государственная статистика по отрасли.
Конечно, мало. Но отметим, что ежегодно на только легализованной продаже лотерейных билетов Россия зарабатывает от $300 млн до $1 млрд. Горячие головы утверждают, что азарт и состояние россиян при создании необходимых условий могли бы увеличить эту планку до $3 млрд.
Рекордом по призовому фонду
Оборот лотерейного рынка в Португалии превышает $1,5 млрд, Австрии — $2 млрд, Бельгии — $1 млрд. Российский лотерейный рынок уступает рынкам Чехии, Венгрии, Швеции, Дании, Финляндии, Швейцарии, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Польши и Турции. Стоит отметить, что в экономически развитых странах оборот лотерейного рынка за счет государственной поддержки всегда превышает оборот игорного рынка. Продажи лотерей на душу населения в России в 10 раз ниже, чем в Китае, в 120 раз ниже, чем в Канаде, и в 200 раз ниже, чем в Греции, где за три дня умудряются продать 100 млн лотерейных билетов. И это в стране, где 10 млн жителей. В еще более маленькой Ирландии еженедельно продается до 3 млн билетов. В Австралии с населением 16 млн торговый оборот от реализации лотерейных билетов составляет $27 млрд в год. Каждый австралиец ежегодно тратит на лотерею более $1,6 тыс.
Неужели России не к чему стремиться? Стремимся. В 2014 году вступили в силу поправки в закон «О лотереях». Государство оставило право играть в такие игры только себе. Законом установлен прямой запрет на проведение всех лотерей и схожих с ними всевозможных розыгрышей, которые происходят с подачи регионов. Тактику и стратегию будет определять исключительно Москва.
В пояснении отмечалось, что закон доработан «в целях недопущения использования фиктивных лотерейных схем, прикрывающих игорный бизнес». То есть лотерея должна быть законной, и если рядовой потребитель вложил в билет законный червонец, то в случае выигрыша извольте выплатить ему причитающийся гонорар.
По мнению участников игрового рынка, инициатива направлена на борьбу с нелегалами — теми, кто отбирает хлеб у законопослушных предпринимателей и попросту дурит голову непонимающим потребителям. Позволят ли поправки решить проблему «черных» схем игорного бизнеса? Это вопрос.
«Закон о лотереях должен решать несвойственную ему проблему борьбы с незаконными азартными играми в ущерб тем, чью деятельность он должен регулировать и чьи права его задача защищать — добросовестных организаторов лотерей и их участников», — говорит представитель одной из лотерейных компаний.
В соответствии с законом с 1 июля 2014 года попали под запрет все региональные лотереи, которые до этого действовали абсолютно на законных условиях. Причем их лицензии действуют на протяжении еще трех лет. По мнению экспертов, они способны возместить нанесенный государством ущерб в судебном порядке.
Причем ущерб будет немаленьким. В целом, по оценке Объединения реализаторов лотерей России, бюджеты разных уровней недополучат порядка миллиарда рублей в год. Конечно, можно возразить, что эти средства должны были пойти на строительство стадионов и спортивных площадок. А шли, похоже, почему-то в другом направлении и, вероятней всего, не туда, куда следует. Мне не удалось найти информации о спортивном объекте, построенном на доходы от лотереи за последние 30 лет. Это только Великую Китайскую стену построили на деньги, заработанные в лотерее. Правда, правила игры тогда несколько отличались от теперешних. Все желающие платили взнос, а победителя выбирал обычный голубь. На крышу чьего дома он садился — тот и становился победителем этой игры. В Японии на прибыль от лотереи строили железные дороги, а в австралийском Сиднее был построен оперный театр.
В России же почему-то к доходам от лотереи отношение иное.
Кому достанется «Победа»?
В июне 2015 года истекает срок госконтракта, по которому ООО «Государственные лотереи «Победа» получило право на проведение 16 всероссийских государственных лотерей.
Сможет ли вышеуказанная компания получить право на проведение этих лотерей в будущем? Если нет, то, скорее всего, эту позицию сможет занять, например, компания «Русское лото» — одноименная всероссийская телевизионная лотерея, которая, по мнению экспертов отрасли, контролирует около 40% лотерейного рынка России.
Более того, как сообщают участники рынка, «Русское лото» является одной из структур, связанных с так называемым лотерейным супермаркетом «Столото», который сегодня занимается продажей значительной части лотерейных билетов, в том числе и своего вроде бы конкурента на рынке, лотереи «Победа». Так что же получается, на наших глазах может возникнуть монополист, сравнимый разве что с самыми влиятельными государственными организациями?
Напрашивается вопрос, не легче ли продавать лотерейные билеты, как и раньше, — через кассы государственных банков? И, возможно, тогда у частных заинтересованных структур не возникнет причин сражаться за долю рынка, которая в соответствии с буквой закона принадлежит государству.