МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Битва моторов — 70 лет спустя

В коллекциях любителей автостарины можно увидеть уникальные образцы техники времен Второй мировой

Вещественная память о войне. Ее бережно сохраняют в своих «закромах» многие музеи и отдельные коллекционеры. На протяжении последних десятилетий в нашей стране появилась возможность создавать частные собрания даже весьма крупногабаритных военных артефактов — например, армейских автомобилей и боевых машин. Увидеть эти раритеты можно в некоторых открытых для посещения частных музеях, а также на парадах ретротехники и устраиваемых время от времени выставках старинных автомобилей.

Атаку поддерживает легкий танк Т-37. Фото: Александр Добровольский

Последняя по времени такая выставка — «Олдтаймер-галерея» — состоялась в Москве в марте. Крупнейший российский форум любителей «колесной старины» на сей раз был посвящен предстоящему 70-летию Победы, и потому едва ли не половину всех демонстрационных площадей занимала армейская техника периода Великой Отечественной. Среди привезенных коллекционерами, музеями и общественными объединениями образцов техники 1930–1940-х гг. были очень интересные и редкие образцы. О них, а также о некоторых других «моторах» военных лет, которые удалось спасти и отреставрировать энтузиастам, — в сегодняшнем номере «МК».

«ЗиС-42». Фото: Александр Добровольский

Сколько весит смертоносная «катюша»

Едва ли не самый грозный и «ударный» экспонат посетители выставки могли увидеть на площадке военно-патриотического клуба «Дивизион». Здесь стоял знаменитый советский реактивный миномет БМ-13 образца 1944 года. В отличие от многочисленных «новоделов», красующихся на постаментах мемориальных комплексов и наводнивших художественные фильмы «про войну», этот экземпляр — настоящая, классическая «катюша», установка, смонтированная на шасси американского трехосного грузовика Studebaker US-6, а не на позднейшем его отечественном перевоплощении «ЗиЛ-157».

— Сам ракетный миномет, который вы видите, был изготовлен в годы войны на московском заводе, — пояснили участники клуба «Дивизион». — Что касается машины, то этот Studebaker восстановлен нами с использованием фрагментов трех разных машин, найденных поисковиками на местах боев Великой Отечественной. Основой стали рама и некоторые уцелевшие узлы, обнаруженные в Смоленской области. Потребовалась кропотливая реставрационная работа, чтобы воссоздать ленд-лизовский грузовик в его первоначальном виде. Кое-что из комплектующих пришлось приобретать за границей. Например, «родную» резину или вот этот комплект шанцевых инструментов в специальном ящике на заднем крыле: здесь находятся специальная лопата, разборная кирка...

«Знатоки предмета» из клуба «Дивизион» рассказали, что заряжать «катюшу» реактивными снарядами было непросто: вес каждой из ракет — около 43 кг. Во время движения машины, чтобы снаряды от сильной тряски не сорвались со своих мест, их надежно фиксировали при помощи специальных рычагов, имеющихся на всех направляющих рельсах пусковой установки. Пользуясь уникальной возможностью подойти к «катюше» вплотную, можно рассмотреть, что на каждом из этих «рельсов» выбит порядковый номер. Запуск ракет производился, как написано в техническом описании, «рукояточной электрокатушкой, соединенной с аккумуляторной батареей и контактами на направляющих». При повороте рукоятки замыкались контакты, и в очередной из ракет срабатывал пусковой пиропатрон. Выстреливались снаряды «катюши» в определенном порядке, чтобы обеспечить равномерную динамическую нагрузку на станину и не допустить опрокидывания ракетной установки за счет отдачи при выстрелах.

На площадке, занимаемой экспонатами музея «Военный ангар», главным гвоздем оказался советский бронеавтомобиль «БА-10» выпуска 1940 года. Такие боевые машины были спроектированы еще до войны, в 1938-м. Для них использовалось модернизированное шасси трехосного грузовика «ГАЗ-ААА». Чтобы повысить его проходимость, колесный броневик комплектовали быстросъемными гусеничными лентами, которые хранились, будучи закрепленными по бортам. В общей сложности было выпущено около 3400 броневиков «БА-10». Они участвовали в боях на Халхин-Голе, в сражениях Финской войны, в боях первого периода Великой Отечественной. На сегодняшний день во всем мире сохраняется лишь несколько экземпляров таких машин, причем броневик из коллекции «Военного ангара» — единственный сейчас ходовой образец «БА-10».

Эта боевая машина участвовала в наступательной операции, начавшейся 12 марта 1942 года в районе так называемого «Шальского узла» — стратегически важного узла немецкой обороны под Любанью. Тогда в атаку пошла 16-я танковая бригада в составе 19 танков и 22 бронеавтомобилей. В ходе упорных боев часть техники была подбита — в том числе и две бронемашины. Остатки одного из «БА-10» несколько лет назад найдены поисковиками на заброшенной лесной дороге неподалеку от существовавшей здесь до войны деревни Лодва. Реставрация раритета длилась полтора года, причем в работе пригодились фрагменты еще нескольких таких же бронемашин, обнаруженные в других местах.

Кроме «БА-10» «Военный ангар» продемонстрировал и другие свои редкости. Например, «Т-20» «Комсомолец» — гусеничный легкий артиллерийский тягач, выпускавшийся в 1937–1940 гг. Такими машинами укомплектовывались ударные части Красной Армии и некоторые подразделения мотопехоты. Из-за нехватки боевой техники летом 1941-го их иногда вынуждены были применять в качестве пулеметных танкеток для атаки вражеской пехоты (благо «двадцатки» были защищены 7–10-миллиметровыми стальными листами). Известно немало случаев, когда «Комсомольцев» — подбитых и затем отремонтированных своими силами — использовали партизаны для операций в тылу: юркие гусеничные машины оказались очень удобны для маршей по лесным дорогам. Данный экземпляр был вытащен поисковиками из заболоченной лесной глухомани, где «Комсомолец», поврежденный во время боя, пролежал долгие годы.

В мастерской «Военного ангара» восстановили и очень редкого «немца» — штабной «кюбельваген» Horch 830 R. Как пояснили специалисты, данная машина выпущена в 1934 году в очень редком варианте: с упрощенным открытым кузовом без багажника и с механизмом откидного тента, крепящимся прямо к спинке заднего сиденья. Считается, что таких «восемьсот тридцатых» «Хорьхов» с кузовом от ателье Glaser было выпущено всего несколько десятков. Исследователям удалось выяснить, что во время Великой Отечественной этот Horch возил генерала Хубе, командира 16-й танковой дивизии, наступавшей на Сталинград. В ночь на 22 августа 1942 года, когда советская авиация разбомбила немецкую понтонную переправу через Дон в районе деревни Лучинская, среди другой техники оказался подбит и командирский «кюбельваген». Исковерканные останки его нашли в конце 1990-х. Еще почти 10 лет энтузиастам понадобилось, чтобы собрать комплект недостающих узлов и агрегатов (этому помогла находка фрагментов еще трех Horch 830 R в других местах боев), после чего можно было заняться восстановлением уникального варианта штабной машины.

Horch 830 R. Фото: Александр Добровольский

Хрущев-изобретатель

Мастерская известного коллекционера Евгения Шаманского традиционно отдает приоритет поиску и реставрации образцов советских автомобилей, выпускавшихся для нужд армии.

Среди уже отремонтированных экземпляров — «классика фронтовых дорог»: наши знаменитые трехтонки «ЗиС» и полуторки «ГАЗ». Есть в числе этих «четырехколесных тружеников» и полуторка, выпущенная в военную пору. В те скудные годы ради тотальной экономии материалов и ресурсов конструкция горьковского грузовичка была упрощена по максимуму. Убрали передний бампер, правую фару, оставили откидным лишь задний борт кузова, двери в кабине заменили брезентовыми пологами, а взамен прежних штампованных крыльев скругленной формы стали сваривать примитивные Г-образные. Неказисто выглядели такие машины, однако с работой своей на фронтовых и тыловых дорогах они справлялись отлично.

Удалось восстановить для коллекции несколько «эксклюзивных» ретромашин. Например, санитарный автобус «ЗиС-44», выпускавшийся в годы войны. Это очень редкая по нынешним временам медицинская модификация серийной трехтонки «ЗиС-5»: таких спецмашин на заводе собрали всего лишь около 500 штук. В кузове «сорок четвертого» можно было перевозить четырех «лежачих» или восемнадцать «сидячих» раненых.

Очень внушительно выглядит вездеход-тягач «ЗиС-42» — грузовик с гусеницами вместо задних колес. Он создан на базе все той же основной модели — «ЗиС-5», но отличался от нее более мощным двигателем, увеличенным радиатором... Но главное — на «сорок втором» использовались гусеничные движители, а для езды по снегу зимой предусматривался комплект специальных лыж, которые можно устанавливать под передние колеса. «ЗиС-42» в результате имел весьма впечатляющие ходовые качества: он способен был двигаться по метровому слою снега, преодолевать подъемы в 28 градусов, форсировать рвы глубиной около метра. Первые экземпляры таких чудо-машин, собранные на заводе в 1942 году, были отправлены под Сталинград, где их использовали чаще всего в качестве тягачей для орудий. В общей сложности за два года удалось выпустить почти 6 тысяч «ЗиС-42», но до наших дней от них почти ничего не дошло. Грузовик из мастерской Шаманского — фактически единственная на сегодняшний день полностью восстановленная такая машина.

Украшает коллекцию и еще один уникальный грузовик-«монстр» на гусеничном ходу. Это «ЗиС-33», собранный на заводе в 1940 году. «Крестным отцом» таких необычных вездеходов был не кто иной, как Никита Хрущев. Осенью 1939-го Никита Сергеевич — в ту пору первый секретарь ЦК ВКП(б) Украины — часто приезжал в полки Красной Армии, продвигавшиеся в глубь Западной Украины, только что включенной в состав СССР. Хрущев не раз видел, как беспомощно буксуют в грязи наши армейские грузовики. Зрелище печальное, и партийному лидеру очень хотелось предложить какой-нибудь выход. Однако идея пришла в голову не ему, а его водителю: что если «обуть» задние колеса обычного «ЗиС-5» в гусеницы, наподобие танковых? Так путем минимальных переделок в конструкции можно создать машину-вездеход. Идея очень понравилась Хрущеву. По его распоряжению на Харьковском машиностроительном заводе две трехтонки оперативно переделали на гусеничный ход и отправили для испытаний на полигон. Учитывая, что автором идеи значился лично Никита Сергеевич, результаты этой проверки можно было предугадать заранее: конструкция получила положительные отзывы (хотя в действительности военные нашли у такого грузовика немало недостатков). Затем «в верхах» было принято решение о безотлагательном налаживании выпуска грузовика-вездехода, получившего индекс «ЗиС-33».

Первые серийные автомобили вышли из цехов уже в январе 1940-го и даже успели принять участие в советско-финской войне. Именно там выяснилась малопригодность «тридцать третьего» к работе: масса гусеничного приспособления была чересчур велика, эти механизмы часто выходили из строя, а вдобавок «хрущевский» вездеход оказался очень «прожорливым»: на гусеничном ходу он расходовал слишком много топлива! Сборку таких гибридов прекратили. Часть уже готовых машин на протяжении нескольких лет использовалась для армейских нужд, но большинство «тридцать третьих» переоборудовали в обычные трехтонки, убрав прочь все гусеничные «навороты». В общей сложности на заводе было изготовлено в 1940–1941 гг. около 4500 штук «ЗиС-33». Сейчас можно увидеть лишь единственный грузовик-«трактор» данной модели — у Шаманского. Саму эту машину (вернее, ее ржавые останки), а главное — детали гусеничного движителя поисковикам удалось обнаружить в районе знаменитого Вяземского котла, где осенью 1941-го Красная Армия потерпела крупнейшее поражение и вынуждена была бросить большое количество техники. Кроме того, на местах боев в других областях нашли «запчасти» — отдельные обломки, фрагменты узлов и конструкций таких машин. На воссоздание одного из самых редких советских автомобилей мастерам потребовалось 3 года.

Помимо грузовиков-вездеходов в мастерской Шаманского восстановлен их «старший собрат» — гусеничный трактор «С-65» «Сталинец». Производство таких богатырей (первых в СССР, снабженных дизельным двигателем) началось на Челябинском заводе в 1937 году и продолжалось вплоть до войны. Советский «С-65» оказался во многом даже лучше своих западных аналогов. Наши инженеры предусмотрели некоторые особенности конструкции, благодаря которым «Сталинец» мог успешно эксплуатироваться в специфических российских условиях. Трактор, например, легко можно было завести даже при 30-градусном морозе, а благодаря металлическим гусеницам полуметровой ширины эта махина с успехом преодолевала самые зыбкие участки бездорожья. На международной выставке в Париже весной 1937-го «С-65» удостоился высшей награды — Гран-при. (Именно чудо-«Сталинец» стал одним из главных героев популярного довоенного фильма «Трактористы», в котором снимались звезды советского экрана Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников, Марина Ладынина...)

В частях Красной Армии «Сталинцы» использовались в качестве тягачей для орудий среднего и крупного калибра. А в танковых соединениях их приспособили для эвакуации с поля боя подбитых боевых машин. Из более чем 37 тысяч собранных заводом «С-65» многие были уничтожены и захвачены немцами в первые же месяцы Великой Отечественной (к слову сказать, трофейные советские трактора фашисты охотно использовали для нужд вермахта). Один из «С-65», мобилизованный в Красную Армию, во время отступления осенью 1941-го на Псковщине провалился в болотную трясину и долгие годы пролежал на 7-метровой глубине. В 1960-е группа поисковиков обнаружила этого «утопленника», однако попытки поднять на поверхность махину весом в 12 тонн кончились неудачей. Лишь несколько лет назад «Сталинца» вызволили наконец из болотного плена. По словам мастеров, которые занимались реставрацией, трактор сохранился очень хорошо, так что почти все детали и узлы на нем — подлинные. Даже передние фары уцелели!

Настоящая реликвия Великой Отечественной войны из той же коллекции — полноприводной штабной автомобиль «ГАЗ-61-73». Когда-то, в конце 1930-х, данная модель Горьковского автозавода стала первым в мире серийным внедорожником с закрытым кузовом (даже у «продвинутых» американцев джипы снабжались лишь легким брезентовым откидным верхом). «Семьдесят третьих», созданных на базе серийной легковой «эмки» «ГАЗ-М1», было выпущено в период с 1940 по 1945 г. лишь 194 штуки. В годы войны эти вездеходы-седаны использовались в качестве «полевых» машин высшими советскими военачальниками — Ворошиловым, Жуковым, Буденным... Этот экземпляр в августе 1941-го был передан в пользование будущему маршалу Коневу и все четыре военных года нес фронтовую службу.

«ГАЗ-АА» — военная модификация. Фото: Александр Добровольский

«Бешеная саранча»

Для коллекции Музея техники Вадима Задорожного несколько лет назад были восстановлены несколько советских танков Т-37 и Т-60. Эти боевые машины воевали против гитлеровцев в первый, самый трудный период Великой Отечественной, и тогда практически все они были уничтожены: конструкция «тридцать седьмых» и «шестидесятых» оказалась очень уязвимой.

Например, Т-60 — легкий разведывательный танк с бензиновым двигателем от грузовика, вооруженный малокалиберной пушкой и имеющий тонкую, лишь противоосколочную броню. Правда, данный образец советского танкостроения обладал завидной резвостью, так что немцы даже прозвали Т-60 «бешеная саранча». Но у наших танкистов в ходу было другое прозвище: «БМ-2» — «братская могила на двоих», ведь загорались эти легкие машины моментально!

Другой непривычный глазу образец довоенной танковой техники — плавающий танк Т-37. Он еще более миниатюрный и вооружен лишь пулеметом (зато по бокам у него имеются продольные «коробки»-поплавки, которые для обеспечения плавучести набивались пробкой либо высушенными водорослями).

На таких «несерьезных» боевых машинах и приходилось в начале войны идти в бой нашим танкистам. Однако других тогда взять было неоткуда! Из документов известно, что во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года по Красной площади в составе танковых колонн прошло несколько рот Т-60 и Т-37. В тот же день около 200 этих легких танков отправилось из Москвы прямиком на фронт.

«Исходным материалом» для восстановления таких «доисторических» боевых машин начала войны стали фрагменты и обломки, найденные на местах боев. Их привезли из самых разных мест — из-под Вязьмы, Спас-Деменска, Юхнова, из Тверской, Московской областей и даже с Украины. В результате, как рассказали мастера, по одному Т-37 и Т-60 удалось восстановить полностью в оригинальном виде. Причем на броне их башен, корпусов, люков кое-где даже видны отметины от попадания осколков и бронебойных пуль.

А вот и вовсе необычный «реликт» прошлого, который находится в коллекции Музея техники: маленькая, будто игрушечная, машинка на гусеничном ходу. В действительности это серьезное оружие войск вермахта — спроектированная немецкими инженерами самоходная мина Goliaf Kfz302. Миниатюрная танкетка, начиненная мощным зарядом взрывчатки, управлялась по кабелю и благодаря электродвигателю и аккумуляторам могла самостоятельно преодолеть дистанцию до полутора километров. Самоходка-«камикадзе» предназначалась для дистанционного подрыва фортификационных сооружений и проделывания проходов в минных заграждениях.

Своими чудо-машинами военного периода славится известный коллекционер и организатор музея «Моторы войны» Вячеслав Лен. На протяжении уже многих лет он умудряется находить в России и даже привозить из-за границы очень интересные — а главное, мало кому из нас знакомые — образцы армейской техники времен Второй мировой. Среди таких «уникумов» — машины английского, американского, канадского, итальянского, немецкого, чехословацкого производства.

Среди «автомонстров» Вячеслава необычно выглядит артиллерийский тягач Fiat-SPA TL.37. Он запоминается характерным внешним видом: кургузая машина имеет непропорционально огромные колеса, причем обе ведущие оси тягача могут поворачиваться, обеспечивая этому «Фиату» большую маневренность.

— Выпуск таких машин был начат в 1942 году, — рассказывает Лен. — Всего было изготовлено 2267 экземпляров, некоторые из которых участвовали в военных действиях итальянских частей, сражавшихся на Восточном фронте.

А для раздела отечественной военной техники мы смогли восстановить редкий образец штабного вездехода — «ГАЗ-64». Это первый советский джип, который выпускался лишь в течение нескольких месяцев (потом перешли на выпуск более совершенной модели — «ГАЗ-67»). Поэтому количество собранных на заводе «шестьдесят четвертых» было невелико — и до наших дней, насколько мне известно, сохранилась лишь пара таких внедорожников.

На вопрос, откуда берутся столь необычные экспонаты, Вячеслав ответил:

— Некоторые машины приобретаю с помощью специалистов-агентов, рыскающих по «закоулкам» даже самых экзотических стран (вот, скажем, с их помощью купил в Малайзии японский ретрогрузовик времен войны). Часть машин попала ко мне от коллег по увлечению, которые в силу преклонного возраста уже не в состоянии заниматься такой техникой. Кое-что удается обнаружить благодаря поисковикам. Например, артиллерийский тягач «ГАЗ-60» нашли в Подмосковье, немецкий полноприводной вездеход Steyr 270 отыскали в овраге под Волгоградом... Или вот, скажем, редкий и очень интересный экземпляр, который посчастливилось приобрести, — Lorrein 37L. Еще до того как фюрер развязал войну в Европе, французы спроектировали и выпустили пробную серию таких военных тягачей. И все они стали трофеями гитлеровцев после захвата ими Франции. Немцы радикально модернизировали гусеничные французские машины, установив на них гаубицы. Партия таких самоходных орудий, получивших название Alket, состояла из 12 «моторов». До наших дней сохранилась единственная самоходка. Мне повезло обнаружить ее в сарае у владельца поместья во Франции — в местах, где когда-то воевала эта боевая машина.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах