Подписанный 2 апреля президентом Александром Лукашенко декрет "О предупреждении социального иждивенчества", прозванный в народе "декретом о тунеядцах", вот уже который день горячо обсуждают в белорусских социальных сетях. Встревоженные перспективой оказаться в числе подозрительных государству граждан пользователи стали объединяться в сообщества и группы, посвященные этой теме.
Самое популярное из них называется "Партия тунеядцев". "Мы человеки, мы не быдло - заставим уважать себя и конституцию!" – пишут организаторы данного сообщества в Facebook "Присоединяюсь, вместе мы сила, мы заставим дармоедов-чиновников и тех, кто их крышует, уважать белорусский народ", - отмечает пользователь Александр Селезень. "Ребята, давайте что-то делать, раз мы все тунеядцы и нас много", - призывает Anton Lauzin.
В частности, в сообществе предлагается 7 способов, как "не стать дармоедом": патриотичный (пойти в армию), этнографический (заняться аграрным туризмом), демографический (стать многодетным родителем), криминальный:(сесть в тюрьму), туристический (уехать из страны), радикальный (стать инвалидом) и творческий (стать писателем и войти в писательский союз).
Кроме того, в соцсети "Вконтакте" появилась Единой партии тунеядцев (ЕПТ), а группы "Тунеядство в Белоруссии" и "Против налога на тунеядство". В Twitter же появился хэштег #Jesuistunjejadjec ("Je suis tunjejadjec" - "Я - тунеядец", по аналогии со ставшим известным лозунгом "Я – Шарли") — им пользуются блогеры, обсуждающие президентский декрет "О предупреждении социального иждивенчества".
Декрет "О предупреждении социального иждивенчества" Александр Лукашенко подписал 2 апреля этого года "в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности". Документ предусматривает обязанность для граждан Белоруссии, а также проживающих в стране иностранцев, которые в предыдущем году не работали более 6 месяцев, уплатить государственный сбор в размере 3,6 миллионов белорусских рублей (по нынешнему курсу – около 14 тысяч российских рублей). Сбор должен быть внесен в казну до 15 ноября каждого года и может уменьшиться на сумму уплаченных за истекший период налогов.
От уплаты белорусского сбора освобождены инвалиды, недееспособные, лица моложе 18 лет, женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше. Те, кто заняты воспитанием ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также трех и более несовершеннолетних детей, под действие декрета не попадают, поскольку считаются участвующими в финансировании государственных расходов. В случае же неуплаты сбора декретом предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двух до четырех базовых величин либо административного ареста с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ. Для стимулирования граждан самостоятельно платить сбор предусмотрены скидки в размере до 10 процентов.
"Они, может, где-то и работают на себя, но не на государство. Поэтому речь идет о неплательщиках налогов. Это и тунеядцы, которые ничего не делают, не работают, а может быть, являются "клиентами" МВД, совершая те или иные правонарушения. Это и те, которые под забором валяются пьяными, и те, которые забыли, что руки и ноги у них для того, чтобы прийти на работу и что-то сделать, заплатив налоги государству, - пояснил ранее Лукашенко, кого именно он считает тунеядцами. - Не надо ничего бояться. Тунеядцы, бездельники должны работать. Кто не платит налоги, должен платить. Это нормальная, цивилизованная норма. Я читал, что вот, мол, я ребенка ращу до семи лет, я не должен работать. А ведь в подавляющем большинстве ребеночка в детский сад, а сами сидят, отдыхают".
Напомним, по Конституции СССР 1918 года "лица, живущие на нетрудовые доходы или использующие наемный труд", должны быть лишены политических прав, а принятая в 1936-м статья гласила: "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест".В 1961-м на основании 12-й статьи "сталинской" Конституции Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ "Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни".
При этом под "общественно полезным трудом" понимался лишь труд в разрешенной государством форме или приравненная к нему учеба в государственном учебном заведении, а самодеятельные "трудовые нагрузки" разрешались только в свободное от "общественно полезного труда" время, иначе они приравнивались к тунеядству.
Для обозначения обвиненных в тунеядстве лиц использовалось сокращенное обозначение БОРЗ ("без определенного рода занятий"). Только за первые три года действия закона по нему было сослано около 37 тысяч человек. Его также активно использовали для преследований по политическим мотивам. В частности, в 1964 году за тунеядство к пяти годам принудительного труда в отдаленной местности был приговорен будущий лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский.
Наиболее активная фаза борьбы с тунеядством в Советском Союзе пришлась на период правления Юрия Андропова, занимавшего пост генсекретаря ЦК КПСС с 1982 по 1984 год — так, милиция устраивала облавы, выясняя, почему советский гражданин в рабочее время не находится на рабочем месте. И лишь в апреле 1991-го был принят закон "О занятости населения", отменивший уголовную ответственность за тунеядство и признавший возможное наличие безработицы в государстве. После этого в законодательстве РФ термин "тунеядство" не употребляется.