В распоряжении «МК» оказалось письмо академика РАН, директора НИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина Юрия Рахманина. Он, в частности, пишет, что такой техрегламент должен защищать жизнь и здоровье людей и не позволить вводить потребителей в заблуждение. Однако в представленном варианте обе цели не достигнуты. Например, если документ примут в таком виде, в продажу сможет поступать деминерализованная вода, поскольку исключены все требования к физиологической полноценности минерального состава. Наличие кальция, магния, фтора в воде больше уже никого не волнует.
— Дефицит кальция, магния, фтора становится причиной целого ряда заболеваний: остеопороза, болезней нервной системы, сердца и сосудов, кариеса зубов, — говорит Рахманин. — Но в ТР даже для детской воды исключен нижний допустимый предел содержания фтора. А фтор необходим для формирования эмали зубов, и вода является его главным источником. Следовательно, проблема тотального кариеса зубов у населения усугубится еще больше. Градаций воды по качеству (высшая и первая категории) также не будет, а следовательно, потребитель не сможет выбрать хорошую и полезную воду.
Проект техрегламента включает и требования к питьевой и минеральной воде, при этом количество показателей, которые проверяют при декларировании минералки, почему-то в разы меньше количества показателей к питьевой. Так, согласно письму Рахманина, в минеральных водах допускается превышение содержания ряда токсичных элементов (ртути, кадмия, мышьяка и т.д.)
— С таким документом потребитель, по сути, потеряет право на безопасную, качественную и полезную воду. И на наш рынок хлынут производители некачественной воды, ибо хорошему производителю трудно будет выдержать конкуренцию. Пока не будет реальной картины по качеству и безопасности продукции, которая попадает на полки, невозможно говорить ни об адекватной цене на товар, ни о добросовестной конкуренции на рынке, — считает председатель ОЗПП «Росконтроль» Александр Борисов.
В свою очередь разработчики техрегламента находят его нормы достаточно взвешенными.
— Разработчиком нового ТР является Евразийская экономическая комиссия, в рабочую группу входят представители органов власти, научных организаций и производителей питьевой и минеральной воды трех стран — России, Белоруссии и Казахстана, — сказал «МК» глава «Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод» Дмитрий Петров. — Ориентиром для нас служили международные стандарты, действующие во всем мире — в Европе, Китае, США и других странах, которые ни у кого не вызывают сомнений.
— Со вступлением России в ВТО нам необходимо привести технические требования к воде в соответствие с мировыми нормами. Существует свод пищевых международных стандартов, который формулирует требования по некоторым показателям качества продукта: устанавливать требования мягче этой нормы — возможно, а вот для введения более жестких требований понадобится серьезное научное обоснование, — прокомментировал ситуацию с регламентом на воду член рабочей группы по разработке ТР. — Главная цель регламента — обеспечить полную безопасность продукта для здоровья человека. Требуется также не допускать того, чтобы потребителя вводили в заблуждение. Например, по новым нормам запрещается давать природной минеральной воде географическое название местности, к которой она не имеет никакого отношения. Вода может называться «Байкальская слеза», а производиться где-нибудь в Подмосковье. По новому регламенту такого быть не должно. Что касается критики в отношении ряда элементов, которые, по мнению наших оппонентов, оказались в ТР заниженными, хочу отдельно отметить, что основные микроэлементы, необходимые для нормальной работы организма, человек получает из пищи, вода здесь играет только вспомогательную функцию.
При этом проблемы с произведенной в России водой остаются. Периодически в ней находят повышенное содержание микроорганизмов, нитритов, других токсических элементов. Хочется верить, что с принятием техрегламента ситуация изменится. Но не в худшую сторону.