Может ли глухонемой вступить в диалог с людьми, не владеющими языком жестов? Теперь, оказывается, может! Участник программы STEM, ученик 11-го класса московской школы №1189 Максим Смирнов продемонстрировал «МК» изобретенные им «перчатки жеста», с помощью которых, а точнее, прикрепленных к ним резисторам изгиба, по виду не отличимых от застежек-молний, азбука глухонемых, как ей и положено, показываемая на пальцах, переводится в буквы и через Blue Tooth выводится на компактный дисплей в виде обычных букв.
Несколько легких движений пальцев, и на экране читается: «Help». Все ясно: человек просит помощи. А пишет по-английски, поскольку перчатка поедет на международный конкурс. Но потом научится говорить и по-русски: сделать это технически несложно, заверил Максим «МК».
Другой проект выполнил семиклассник Силуан Асмолов. Это макет «умного дома», главные фишки которого — ветрогенератор с уникальным движком и солнечные батареи, умеющие самоочищаться от снега: для этого они время от времени переворачиваются, скидывая налипшие атмосферные осадки. Силуан, даром что пока учится в 7-м классе, уже успел победить в конкурсе изобретателей и твердо знает, что собирается заниматься этим делом всю жизнь: «Меня всегда интересовала практическая работа, — признался он «МК». — Хочется делать не абстрактные теоретические построения, а реальные вещи».
«Реальные вещи» участников проекта часто имеют социальную направленность. Вот и победитель международного конкурса «Ученые будущего» 2013 года Павел Курбатский создал трость-поводырь для слепых с GPS-навигатором, которая сама направляет движение. Разработка, рассказал «МК» директор Всероссийских фестивалей науки, зампроректора МГУ им. Ломоносова Леонид Гусев (на базе МГУ также действует STEM-центр), «сейчас еще доводится, но уже заинтересовала производителей, и в том числе российских».
Что же такое программа STEM?
Долгое время об инновациях в нашей стране никто и не думал: инженеры в 90-е годы вкалывали грузчиками, а ученые таксистами — если не уезжали двигать науку за рубеж. В 2000-е, похоже, спохватились. Но «взрослое» изобретательство и по сей день лежит в руинах. А контингент, до последнего времени набираемый в большинство инженерно-технических вузов, лишь закреплял этот мрак и ужас. На «детском» изобретательстве, по словам Гусева, провал 90-х также не мог не сказаться: «Первые научные конкурсы практически не давали хороших работ». Но государство худо-бедно озаботилось проблемой приобщения подростков к научно-техническому творчеству. И тут у него появился неожиданный союзник.
В 2011–2012 гг., вначале в пилотном режиме в двух-трех регионах, в рамках международного проекта Intel открылись первые российские STEM-центры. Суть программы, разъяснила директор по развитию и инновационной деятельности московского городского центра профессионального и карьерного развития Марина Марченко, «максимально приблизить к школе весь научный и технологический потенциал, объединить усилия вузов, научных центров и молодежных центров коллективного пользования, и все это — чтобы не упустить период любознательности и тяги к открытиям, затухающий у ребенка после 5–7-го класса. В наших руках будущее российской высокотехнологичной экономики. Это стратегический резерв нашей страны».
Основные принципы проекта STEM таковы. Ребята работают только над конкретными проектами (а не сдувают «научные рефераты» из Интернета). Такая возможность есть, т.к. STEM-центры открываются на базе вузов, технопарков или научных центров и располагают необходимым оборудованием, а научные проекты курируют взрослые инноваторы — если не профессора, то аспиранты или студенты-старшекурсники. Это, подчеркнула руководитель STEM-центра МГУ Екатерина Асмолова, «формирует зеленый коридор в сфере науки и техники, по которому школьники идут рука об руку с успешными молодыми учеными и перенимают от них стремление создавать что-то, улучшающее жизнь людей. При этом ребята минуют точку невозврата и остаются на всю жизнь в сфере науки и техники».
Первый российский STEM-центр был запущен в Нижнем Новгороде Нижегородским научно-информационным центром и Поволжским центром аэрокосмического образования. А в 2014 году в проекте работали уже 56 команд.
Нижегородский опыт оказался удачным и пошел «вширь». В 2013 году инициативу подхватил МГУ им. Ломоносова, и STEM-центры появились в Москве и Московской области. На участие в программе было подано более 250 заявок научных руководителей и более 400 заявок школьников, и в результате отбора открылись 50 лабораторий, ведущих более 100 проектов. Всего на конец 2014 года в Москве, Московской области и Приволжском федеральном округе работают 155 STEM-центров. А с конца марта официально объявлено об открытии STEM-центров по всей России.