Законопроект был внесён в Госдуму за подписью Владимира Путина. Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» дополняется пунктом, который наделяет федерального и региональных омбудсменов правом «при осуществлении своих полномочий» беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу «наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их».
Аналогичное положение появляется и в Уголовно-исполнительном кодексе: в таком же режиме уполномоченные по правам человека смогут общаться и с осужденными - в колониях или тюрьмах. А в законе о «О правовом положении иностранных граждан» пропишут право уполномоченных при проверке жалоб посещать центры временного размещения и места временного содержания «лиц, ходатайствующих о признании беженцами или временными переселенцами», и конфиденциально беседовать с ними.
«Речь идёт об уточнении полномочий»,- сказал корреспонденту «МК» полпред президента в Госдуме Гарри Минх. А полномочия омбудсмена перечислены в действующем конституционном законе : при проведении проверки по поступивший от лишенных свободы жалобе он вправе «беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности», то есть и места лишения свободы тоже. Но так как места эти - режимные, на деле всё было не так просто.
Элла Памфилова так объяснила «МК» значение принимаемого законопроекта: «Сейчас члены общественных наблюдательных комиссий имеют право посещать СИЗО и колонии без предварительного разрешения администрации. А я, прежде чем посетить то или иное учреждение, должна была просить разрешение у Следственного комитета, ФСИН... Получается, что у главного государственного правозащитника прав меньше, чем у правозащитников-общественников! Теперь же у Уполномоченного по правам человека в РФ и, что очень важно - у региональных уполномоченных - появится больше возможностей для осуществления своих функций».
Член столичной Общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания Валерий Борщёв напомнил «МК», что у членов ОНК есть по закону право беседовать с осужденными в условиях, когда администрация колонии или тюрьмы видит разговаривающих, но не слышит их. Но на СИЗО это правило не распространяется: разговор с задержанным там должны слышать представители власти, как это было при посещении правозащитниками подозреваемых в убийстве Бориса Немцова. Значит, применительно к СИЗО у уполномоченных по правам человека закрепленных в законе прав будет теперь больше...
Кстати, г-жа Памфилова сообщила, что и сейчас по факту администрация СИЗО не слышит её разговор с задержанными - например, так было при общении с Надеждой Савченко, но закрепление этого права в законе, по её словам, «имеет большое значение».
Новые правила могут стать законом уже в апреле.