Приказ Минобрнауки требует от учителей задавать детям на дом столько, чтобы школьники вторых и третьих классов тратили на уроки не более 1,5 часа в день; ученики пятых и шестых классов — не более 2 часов в день; школьники с шестого по восьмой класс — 2,5 часа в день, а для старшеклассников интеллектуальная нагрузка составит 3,5 часа. Эти поправки к закону сейчас находятся на общественном обсуждении. Но позволят ли лаконичные рекомендации Минобрнауки учителям без уточнения нюансов и правил окончательно решить проблему с перегрузкой и стрессом у детей? Этому вопросу был посвящен специальный «круглый стол» экспертов образовательного сообщества, которые подготовили рекомендации министерству по реформированию подхода школ к домашним заданиям.
— Родительская общественность недовольна и объемами домашних заданий детям, и их сутью, — говорит зампред комитета Госдумы РФ по образованию Владимир Бурматов. — В начальной школе, где «домашки» вообще не должно быть, проходит непрерывное «соревнование родителей» — кто лучше рисует, вырезает, клеит и делает презентации на компьютере. В средних классах дети сидят над уроками до полуночи. Министерство образования хочет успокоить общественность некими объявленными требованиями к допустимому времени работы над «домашкой», но, во-первых, непонятно, как это будет достигнуто — никаких методик не озвучено. Во-вторых, проблему нельзя решить просто запретительными мерами, корень ее в ином. Сегодня домашнее задание как таковое не выполняет изначальных требований к нему. «Домашка» должна учить детей самостоятельной работе с информацией, поиску, умению систематизировать и т.д. Поэтому школы и учителя должны принципиально пересмотреть учебный план в секторе домашних заданий, чтобы они выполняли заложенную в них идею по формированию навыков самостоятельной работы, а не просто дополняли в огромном количестве то, что делалось в классе.
Да, Минобрнауки все же предлагает быстрый результат в ответ на претензии и пожелания родителей — в виде прописанных в законе требований к учителям, формирующим объем домашнего задания детям. Но какими будут «побочные действия» этой меры?
— Учителя уменьшат объем заданий, чтобы выполнить требования министерства, но, кроме снижения успеваемости школьников, это ничего не даст, — считает депутат. — Мы готовим пакет предложений по пересмотру учебного плана и принципиально иного подхода к домашнему заданию и его целям.
— В средней и старшей школе домашняя работа, безусловно, оправданна, хотя и требует серьезного изменения структуры заданий, — считает председатель общественного движения «Мамы Москвы» Кристина Симонян. — Но в младшей школе, с 1-го по 4-й класс включительно, домашних заданий быть не должно вообще! В этом возрасте учитель должен давать все необходимое в классе, а дома должен быть отдых, спорт, общение с родителями. Сегодня же без «домашки» обходится в лучшем случае первое полугодие первого класса.
А руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что сегодня школа не справляется со своей основной функцией — работой с учениками вживую, в учебные часы.
— Чтобы это «компенсировать», даются огромные домашние задания. А в школах с тем или иным специализированным уклоном родители вынуждены нанимать репетиторов для своих детей — иначе никаких знаний повышенного уровня не получить, школа не справляется. Дети упорно занимаются «на стороне», а потом школа с гордостью заявляет, как ее выпускники легко поступают в профильные вузы... Например, моя дочь учится в школе с углубленным изучением английского языка, и практически все школьники пользуются услугами репетиторов, в качестве которых часто выступают педагоги той же школы! Аккредитация и аттестация педагогов стала фикцией, а непосильные домашние задания — попытка компенсировать то, чего недодают на уроках. Так что избежать их поможет лишь более эффективная и грамотно выстроенная работа в классах.