Как сообщили «МК» в пресс-службе ИНИОН, чрезвычайный штаб, организованный для ликвидации последствий пожара, определил несколько помещений, в которых будет проводиться просушка книг. После ряда консультаций с Экспертным советом, куда вошли представители крупнейших библиотек страны, была выбрана оптимальная технология, при помощи которой будут замораживаться и высушиваться вымокшие книги. Для них также найдены и предварительно согласованы холодильные камеры, в том числе в специализированных промышленных помещениях, температура которых от -20 до -30 °C.
На данный момент на территорию института не допускаются посторонние лица. Она охраняется сотрудниками полиции. Из подвала и нижних ярусов хранилищ полностью выкачена вода, к зданию проведено электричество. Технологически непострадавшая часть здания на данный момент полностью автономна. В ближайшее время там будет налажено отопление, что позволит просушить здание. В среду подрядная организация приступила к разбору завалов.
Между тем специалисты, получившие возможность изучить ситуацию после пожара изнутри, делятся своими впечатлениями.
- Я работала на третьем этаже в отделе каталогизации и электронных каталогов, - рассказывает редактор отдела каталогизации и электронных каталогов Яна Гудкова. - Там новые книги, поступающие для содержательной обработки один или два раза в неделю, печатные карточки на новые поступления, которые должны быть включены в предметный каталог, картотека, содержащая материалы по некоторым темам, а также небольшой справочный фонд - словари и энциклопедические издания разных лет. Он остался цел после пожара. Сохранился также Большой читальный зал, где остаются некоторые книги, заказанные читателями ранее.
По словам Гудковой, так получилось, что эти заказы и спасли книги от огня, бушевавшего в восточном крыле здания. Кроме того, целыми остались книги с выставки, посвященной юбилею поэта Тараса Шевченко.
- Но самое важное, конечно, что невредимым остался читательский каталог, - говорит редактор отдела. - Это перечень практически всех книг, которые есть в ИНИОНе. Несмотря на то, что второй, служебный каталог, расположенный на первом этаже, при тушении пожара был залит, мы надеемся, что скоро его восстановим. Служебный каталог мы использовали в основном для проверки шифра или уточнения информации о наличии той или иной книги. В него включались все издания за все годы существования библиотеки, включая периодику. Им исключительно пользовались наши сотрудники.
- Насколько точно дублировали друг друга эти каталоги?
- Каталоги повторяли друг друга, но не во всем. Количество карточек на книгу в читательском каталоге зависит от количества тем, затронутых в отдельно взятой книге, то есть, их больше, чем в служебном. Но все равно, даже если служебный окажется утраченным, по читательскому можно будет восстановить основной состав фонда.
Всего же, как выяснилось, в ИНИОНе три каталога. Кроме алфавитных читательского и служебного здесь есть электронный каталог, в который включены все издания, поступившие с момента его создания в середине 80-х годов.
- В электронный каталог не вносились библиографические данные более ранних поступлений?
- Нет. Но тем не менее, за 30 лет в нем собрано четыре миллиона библиографических описаний.
Между тем, эксперты оценили потери книжного фонда Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН.
Общий фонд Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН составляет 14,7 млн экземпляров книг. Из них 3,7 миллиона экземпляров находятся в отделениях библиотеки и 0,8 миллиона – в отдельно стоящем хранилище (ангаре) на территории ИНИОН РАН. В хранилище на Нахимовском проспекте находилось 10,2 млн. экземпляров.
В числе уцелевших книг: 0,985 млн. экземпляров (в т.ч. фонд Готской библиотеки), которые вывозятся и размещаются на просушку. 2,95 млн. экземпляров подлежат вывозу, заморозке и дальнейшему восстановлению. 0,89 млн. экземпляров – устаревшие газеты и дублетные экземпляры, подлежащие списанию.
Потери книжного фонда библиотеки ИНИОН РАН составляют 5,42 млн. экземпляров, из которых около 1,2 млн. экземпляров были подготовлены к списанию и 0,8 млн. экземпляров имеют дубликаты в других отделениях библиотеки. Ещё 1,1 млн. экземпляров утраченной отечественной литературы поступали в библиотеку в составе обязательно экземпляра и соответственно имеются в других крупнейших библиотеках России.
Таким образом, сложно восстановимая часть фонда, по предварительным оценкам, составляет 2,32 млн. экземпляров книг (15,7% от всего фонда). Однако как отметил директор ИНИОН РАН Юрий Пивоваров: «Мы рассчитываем, что сложно восстановимая часть фонда в значительной степени может быть восстановлена с помощью российских и зарубежных коллег».