Так, например, было в Вологодской области. Здесь до многих поселков доехать можно только на электричке, поэтому первые после возвращения составы люди встречали чуть ли не слезами на глазах.
- Нам электрички вернули 6 февраля, правда, не по всем направлениям. Но люди были рады и этому. Тем более, вопреки слухам о подорожании, цена проезда не увеличилась ни на рубль, - рассказывает «МК» одна из активисток сообщества «Последняя электричка — вернем электрички» Наталья Соколова.
Но радовались жители Вологодчины ровно один день. Уже на следующее утро они подошли к билетным кассам и увидели совсем другие тарифы.
- Раньше билет от Вологды до Вожеги (ехать там порядка трех часов) стоил 308 рублей. Теперь — 740. До поселка Семигородняя полтора часа езды. Раньше билет на электричку стоил 154 рубля, теперь — 370.
Получается, чтобы доехать до областного центра и вернуться домой жители Вожеги должны потратить полторы тысячи рублей!
- Причем, по этим тарифам придется ездить и студентам, и пенсионерам. Еще в 2014-м году у нас убрали льготный проезд для всех категорий граждан, кроме железнодорожников, - возмущается Наталья.
Понятно, что за такую цену на электричке никто не поедет. Поэтому приходится пользоваться все теми же автобусами. Там, где есть дороги.
- Хотите опишу обычную поездку в автобусе из моего поселка Семигородняя до Вологды? - спрашивает Наталья. - По этому маршруту ходят одни «ПАЗики». Печка в них есть, но греет она только мягкое место водителя. Поэтому в поездку люди берут валенки, в автобусе переобуваются, а прибыв в город, сдают их в камеру хранения на вокзале. Иначе ноги отморозишь.
Еще более парадоксальная ситуация с ценами на проезд сложилась в Забайкальском крае. На прошлой неделе «МК» писал о жителях села Харагун, которые в сердцах пригрозили перекрыть Транссиб, если отмененную 1 января электричку не вернут на маршрут. В минувшее воскресенье состав вернули. Но проезд подорожал почти в десять раз.
- Наш райцентр Хилок расположен в 50-ти километрах. Раньше билет на электричке туда стоил 73 рубля. Вчера же люди взяли билеты и ужаснулись: с них требуют 540 рублей, - описывает «МК» ситуацию депутат районного совета Хилокского района Ирина Григорьева.
До Читы от Харагуна две сотни километров. Раньше билет на электричку стоил 242 рубля. Теперь — 1800.
- Складывается ощущение, что такие тарифы ввели специально, чтобы народ сам перестал ездить, электрички бы стали нерентабельными и их вновь отменили, - возмущается Ирина.
Так оно и выходит: по словам женщины, на отправившейся вчера электричке, за возвращение которой боролись жители поселка, в райцентр уехали всего два человека.
- А кто на ней поедет с такими ценами? Ведь в день на проезд нужно потратить тысячу рублей. Получается, все заработанное людям придется отдать за билеты.
И это при том, что ежедневно по подсчетам депутата в райцентр требуется уехать примерно 80 жителям их сельского поселения - в него входит пять населенных пунктов.
- У людей осталась одна возможность уехать — на автобусе. Но кто представляет себе дороги Забайкалья поймут, что это опасно для жизни. Кроме того, если в Харагуне люди еще могут сесть в автобус, то на следующей остановке мест уже нет. А к трем селам автотранспорт просто не ходит — они стоят в нескольких километрах от трассы.
После возврата электричек и повышения тарифов во многих регионах сложилась парадоксальная ситуация. Людям дешевле ездить на пассажирских поездах. Жаль, ходят они зачастую раз в сутки.
- Если взять билеты на ночной поезд до Читы, билет обойдется в 650-700 рублей. Но за эти деньги человек поедет с комфортом. А на старых холодных электричках нас вынуждают ездить за 1800 рублей, - возмущается Ирина Григорьева.
О том же мне говорили и активисты из Вологодской области.
- Разве проезд по 500 рублей за одну остановку это то, что требовал Владимир Владимирович? - возмущается депутат Григорьева. И добавляет, что в Харагуне уже собирают подписи под обращениями в прокуратура и антимонопольную службу.
А в Вологодской области жители отдаленных населенных пунктов возобновили проведение одиночных пикетов. Только если раньше люди требовали возвращения отмененных составов, то теперь на плакатах другие слоганы: «Три килограмма мяса = билет на электричку. Доступные тарифы?»