Петь — это, конечно, всегда хорошо, весело. Настроение подымает, особенно если с пенья день начинать. Вот только при чем тут советский опыт? В СССР такого не было, чтобы школяры гимн ежедневно да в обязательном порядке распевали.
И при чем тут патриотизм?
Вот министр образования Калужской области, предложивший это, — он в школе когда последний раз был? Он, видимо, так себе представляет это мероприятие: дети являются на занятия аккуратно за 10–15 минут до урока, причесываются, поправляют одежду, выстраиваются в ряд и чисто, слаженно поют. Лица вдохновлены и серьезны. Позы строги. Ведь, согласитесь, государственный гимн можно петь (да и слушать тоже) только так.
А если при исполнении гимна один не попадает в ноты, другой шепелявит, третий растирает по лицу и вихрам пот (уф, чуть не опоздал, в последнюю минуту влетел!), четвертый таки опоздал и врывается в класс уже во время исполнения, пятый бьет соседа учебником по голове за то, что тот нечаянно наступил ему на ногу — то это уже не воспитание патриотизма, а надругательство над государственным гимном, которое влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно тому же законодательству, кроме официальных церемоний, исполнение государственного гимна считается возможным в тех случаях, когда оно уместно. Например, при открытии памятников, торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, во время торжественных мероприятий и пр.
Слово «торжественный» здесь ключевое. Потому что гимн — это не предмет повседневного употребления, не туалетная бумага и не одноразовый стаканчик. Он подразумевает особые случаи, особые обстоятельства и особое настроение. Только тогда он вызывает слезы на глазах и щемление в груди. Только тогда исполнение гимна пробуждает патриотические чувства.
А когда ежедневно, между делом и второпях — это получается затаскивание понятий, которые у нас и без того замылены и обесценены. Это как с утра до вечера твердить жене: ах, как я люблю тебя! Обязательно нарвешься на ответ: лучше б мусор вынес!
Между прочим, даже в таком дисциплинированном обществе, как китайское, власти предписывают, где гимн следует петь, а где от этого лучше воздержаться. «Национальный гимн не должен исполняться во время свадеб и похорон, на территории торговых и бизнес-центров, а также на развлекательных и неполитических мероприятиях». А в Японии в 2004 году суд вынес решение в пользу учителей, возражавших против обязательного прослушивания национального гимна в школах. Хотя сейчас в японских школах гимн страны изучается в рамках регулярного курса — знать дети его должны.
А вообще-то не пением гимна воспитывается патриотизм. И петь его или не петь — личное дело каждого, даже если этот «каждый» ребенок. Ну, а степень любви к Родине определяется уж точно не силой глотки.