МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Специалисты считают, что туристический и гостиничный бизнес ждет подъем

Повредит ли кризис студентам-«туристам»?

Туристическая отрасль провалилась на самое дно кризиса — загранпоездки резко подорожали, доходы населения упали, а чиновники рекомендуют гражданам быть скромнее и патриотичнее… Что же будет с теми тысячами студентов, которые учатся на факультетах туризма и гостиничного дела? Если до начала кризиса это направление считалось крайне перспективным и развивающимся, то сейчас молодые специалисты боятся по окончании учебы прийти в угасающую отрасль.

Фото: Геннадий Черкасов

Кататься в загрантуры стало крайне накладно для большинства обычных россиян, чьи доходы считаются в рублях. Сможет ли внутренний туризм заменить Турцию, Египет и Таиланд? Ведь отечественный сервис скромен, а морских побережий в том виде, к которым мы привыкли в Турции, в стране практически нет. Поэтому студенты-«туристы» (учащиеся вузов и колледжей с факультетов индустрии туризма и гостиничного дела) напряглись — вопрос с перспективностью выбранного образования и будущим трудоустройством встал ребром. К тому же на турфакультетах прохождение практики в заграничных отелях известных международных сетей дает выпускнику солидный бонус в глазах будущего работодателя — а сколько же теперь будет стоить такая практика?!

— Привлекательность направлений «туризм» и «гостиничное дело» для абитуриентов вузов в связи с текущей экономической обстановкой не понизилась, — уверена директор Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН Светлана Дихтяр. — Отрасль продолжает развиваться и по-прежнему является одной из самых перспективных в отношении появления новых рабочих мест. Сейчас резко растет роль внутреннего туризма, на развитие которого выделяются средства на федеральном и региональном уровнях, что увеличивает потребность в соответствующих специалистах.

Что касается трудоустройства выпускников турфакультетов, то тут многое зависит от них самих — насколько они себя проявят и зарекомендуют на практике в крупных туркомпаниях, с которыми сотрудничают вузы.

— Мы пережили уже не один серьезный кризис, но, как видите, туриндустрия живет и здравствует, — соглашается с коллегой Наталья Морозова, декан факультета бизнес-технологии в туризме РосНОУ. — Сегодня произошло сокращение зарубежного туризма на 40–60%, но это не драма для отрасли, а возможность переориентироваться на внутренний туризм, у которого огромные перспективы. Крым, Краснодарский край, Подмосковье — в области, к примеру, на этот Новый год был просто бум, не хватало ни пансионатов, ни частных коттеджей. Это отличная возможность и для работы, и для старта собственного бизнеса — начиная от хостелов и выше.

Что же касается пресловутых зарубежных стажировок, то тут нет причин для волнения, уверена Наталья Морозова.

— Вы удивитесь, но зарубежные стажировки в турсфере не влияют на стоимость обучения студентов! Приглашающая сторона оплачивает и проживание, и авиаперелеты, плюс еще и платит ребятам зарплату.

Весьма оптимистичные данные по рынку труда для выпускников вузов гостинично-туристического направления представил «МК» и председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергей Шпилько, отлично знающий ситуацию изнутри. Спрос на специалистов этой отрасли превышает их предложение.

— За последние пять лет столичные вузы выпустили более 5000 специалистов туристическо-гостиничной отрасли, ежегодно на этот рынок труда приходят 1,5–2 тысячи молодых ребят, — сообщил Сергей Шпилько. — При этом только за прошлый год в Москве введено в строй более 2000 мест в крупных и средних отелях, не говоря уже о массе мелких гостиниц и хостелов, в том числе и в Новой Москве. Конкурс на бюджетных отделениях вузов туристической сферы достигает 35 человек на место!

— Как студенту-«туристу» позаботиться заранее о своем трудоустройстве?

— Я бы обозначил три важных момента. Во-первых, туристическо-гостиничную сферу лучше осваивать, начиная со среднего специального образования — с колледжа. В вуз вы придете уже, образно выражаясь, «с навыками уборки гостиничного номера с закрытыми глазами», что даст вам более прочные позиции. Во-вторых — языки. Специалист гостиничного бизнеса просто обязан знать минимум два языка, помимо родного. А лучше — три! Ну и, конечно же, стажировки — работа стажерами и волонтерами в крупных компаниях отрасли. Это важнейший шанс зарекомендовать себя перед будущими работодателями, стать замеченным!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах