— Долгое время шли споры — надо ли сокращать число воспитательных колоний или нет. А что думает по этому поводу Счетная палата?
— Количество несовершеннолетних осужденных за последние годы резко сократилось. Сейчас в воспитательных колониях содержится только около 2000 человек. Однако установленный лимит наполнения остается неоправданно высоким. Среднее наполнение воспитательных колоний — 17,1%.
Проведенные нами расчеты показали, что при обеспечении хотя бы 80-процентного наполнения воспитательных колоний для содержания всех несовершеннолетних осужденных в 2011 г. потребовалось бы всего 12 учреждений вместо действовавших 46, в 2012-м — 10, а в 2013 г. — только 9 колоний. При этом возможная экономия могла бы составить от 2 млрд рублей в 2011 г. до почти 3 млрд рублей в 2013 г., а за весь проверяемый период — более 7,5 млрд рублей.
— А почему все-таки «лишние» колонии не закрыли?
— Постепенно это происходит. И это дело не одного дня. Однако, по нашему мнению, со стороны ФСИН требуются более эффективные действия по оптимизации их числа.
— Подсчитывали ли вы, сколько в среднем тратится на содержание одного несовершеннолетнего преступника?
— Да, и хорошо, что вы об этом спросили. Мы даже сделали сравнение. Для этого брали воспитательные колонии нового образца и детдома, расположенные в том же регионе. Согласно результатам проверки, среднегодовые расходы на одного воспитанника в колонии составляют свыше 1,5 млн руб., а на одного ребенка в детском доме — 689,5 тыс. рублей.
— А что значит вообще «воспитательные колонии нового образца»? Они без решеток? Напоминают санаторий, а не тюрьму?
— Нет, это, конечно же, не санаторий. В 2010 г. ФСИН России разработана модель воспитательного центра на основе европейских стандартов обращения с несовершеннолетними осужденными. Модель предусматривает несколько требований: раздельное содержание осужденных в зависимости от степени криминальной «зараженности», введение дифференцированных условий отбывания наказания в зависимости от поведения, проведение социальной психологической и педагогической работы, увеличение штата специалистов отдела по социальной работе.
Апробация модели проводилась в 6 воспитательных колониях — Новооскольской, Можайской, Брянской, Алексинской, Канской и Белореченской — и была согласована с Минюстом России и Генпрокуратурой. Но порядок ее апробации, финансового и материально-технического обеспечения нормативными правовыми актами утвержден не был, что нарушает положения концепции. Так, согласно плану мероприятий, в 2011 г. необходимо было изменить законодательство для регулирования вопросов эксперимента. А сама реорганизация воспитательных колоний должна быть проведена только в 2013–2016 гг.
— Но разве это плохо, что благое начинание внедрили быстрее, чем планировали?
— Казалось бы, действительно ничего плохого нет. Но преобразование осуществлялось за счет значительного сокращения расходов на капремонт остальных учреждений. Вот пример — в 2011 г. на ремонт этих колоний было израсходовано 71,9% от всех бюджетных ассигнований, предусмотренных на капремонт всех воспитательных колоний, в 2012 г. — 92,1%, в 2013 г. — 46,8%.
— То есть другие колонии вообще не получили деньги на капремонт?
— Именно. В 2013 году таких колоний было 10, в 2012-м — 14. В ряде регионов ремонтные и строительные работы, запланированные к завершению в 2012 г., превысили установленные сроки более чем в 2 раза и продолжаются до настоящего времени.
Но даже эти средства расходовались не вполне продуктивно: 77 млн рублей было потрачено на 9 колоний, которые потом были перепрофилированы в женские исправительные учреждения или вообще ликвидированы.
— Шесть колоний преобразовано. А что с остальными? Их тоже сделают современными воспитательными центрами?
— ФСИН при создании модели воспитательного центра за основу взяла модель кантональной тюрьмы для несовершеннолетних, которая действует в Швейцарской Конфедерации. В государстве, имеющем довольно высокий уровень жизни и экономического развития и в то же время низкий уровень преступности и небольшую территорию. В итоге не была учтена специфика России — огромные территории, особенность финансирования исправительных учреждений и т.д. А это надо было сделать обязательно. И вообще дальнейшее перепрофилирование колоний без проведения объективного анализа планируемых затрат и возможностей бюджетного финансирования, а также устранения установленных по результатам аудита недостатков нужно признать нецелесообразным.