МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Врачебная тайна за семью печатями

В этом году электронная медицинская карта пациента будет внедрена во все амбулаторно-поликлинические учреждения столицы

Есть ли гарантия, что  сведения о больном  не станут достоянием многомиллионной сети?  

Завершается  пилотное внедрение электронной медицинской карты в практику отдельных столичных клиник и тестирование, пожалуй, самого ожидаемого нового сервиса — единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы. В 2015 году электронная карта будет введена во все государственные амбулаторно-поликлинические учреждения города. Каковы гарантии, что данные о заболеваниях пациентов, переведенные на  электронные носители, не уйдут в необозримую виртуальную сеть?

Фото: Александра Зиновьева

Путь к созданию электронных медицинских карт (ЭМК) был небыстрым. В течение всего уходящего года специалисты-разработчики совместно с врачами 14 поликлиник, входящих в состав 3 амбулаторно-поликлинических центров тестовой зоны, работали над ее совершенствованием. Сегодня в Москве уже создано более 100 тысяч электронных медкарт пациентов. В них сделано более 300 тысяч различных записей, и с каждым днем это число растет все быстрее. В работе приняли участие 580 врачей по 48 специальностям.

Проект разработан и реализуется Департаментом информационных технологий г. Москвы и Департаментом здравоохранения г. Москвы. В нем были заняты более 4000 человек. Но... Есть опасение, что не только персональные данные человека, но и сведения о его болезнях могут стать достоянием общественности или вовсе «пропадут». Не случайно же в поликлиниках и больницах врачей обязали информацию, которую они фиксируют в компьютере, дублировать и в «бумажной» амбулаторной карте.

Итак, электронная медицинская карта (ЭМК) готова к тиражированию в Москве. Что это даст рядовому пациенту? Может ли человек, доверивший доктору проблемы со своим здоровьем, быть спокойным, что об этом не узнает никто? И какова польза от электронной карты врачу? Каков порядок сохранения и получения этой информации? Ведь «эксклюзивная информация» о состоянии здоровья пациента, которая хранилась в регистратуре конкретного медучреждения и выдавалась только самому больному или лечащему врачу, теперь может уйти в электронную сеть. Пожалуй, мало найдется охотников кричать о своих болезнях на весь мир.

Развеять наши опасения и прояснить сомнения мы попросили зам. руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы и главного разработчика этой системы Владимира МАКАРОВА.

— Владимир Владимирович, врачебная тайна — одна из важнейших сторон частной жизни человека, что и закреплено в федеральных законах России и Конституции РФ. До сего дня эта «тайна» зависела исключительно от человеческого фактора — от порядочности врача, другого медработника. Теперь — от уровня технологий. Что вообще это даст врачу?

— Действительно, электронные медицинские карты в 2015 году будут внедрены во все государственные амбулаторно-поликлинические учреждения столицы. Благодаря чему медицинский работник будет получать полную и достоверную клиническую картину состояния здоровья пациента из единого источника. А значит, сократится время на поиск и внесение информации, облегчится формирование административных документов. Сейчас уже завершается тестирование этого самого ожидаемого, на мой взгляд, нового сервиса единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС) — электронной медицинской карты (ЭМК).

— Есть ли разница (по наполнению) между электронной и амбулаторной картами? И каков принцип работы с ЭМК?

— На сегодняшний день электронная медкарта содержит данные о результатах обследования и лечения в амбулаторно-поликлинических учреждениях города Москвы, подключенных к ЕМИАС. Протоколы осмотров разных специалистов и консультантов, диагнозы, назначения и другая важная медицинская информация о пациенте будет доступна авторизованному врачу с рабочего места (у каждого врача будет свой персональный электронный кабинет). В электронный вид также переведена работа с рецептами, направлениями, листками нетрудоспособности и другими медицинскими и административными документами. В 2015 году планируется расширить объем информации в электронной медкарте: будут добавлены данные лабораторных и других исследований, результаты прохождения вакцинации и диспансеризации.

И предоставлять информацию о больном, как я уже сказал, будут по запросу авторизованному врачу (у каждого врача создается личный кабинет в электронном виде). Это даст медицинскому работнику полную и достоверную клиническую картину состояния здоровья пациента из единого источника. Понятно, что это сократит время на поиск и внесение информации, упростит формирование административных документов, обеспечит более объективное принятие решения.

— А какова «выгода» от этого больным людям?

— Пациент, для которого заведена электронная медицинская карта, тоже получает ряд преимуществ: во-первых, обеспечивается преемственность информации в разных медицинских учреждениях, то есть история его заболеваний всегда будет под рукой у нужных врачей. Во-вторых, имея простой доступ к нужной информации, врачи могут оперативно принимать более обоснованные решения. Все это вместе способно существенно повлиять на качество лечения.

— Значит, амбулаторные карты отправятся в музей истории и да здравствуют электронные?

— Не совсем так. Наполнение каждой электронной медкарты будет происходить постепенно по мере обращения пациентов к врачам. И полностью перевести все существующие бумажные карты в электронный вид в обозримом будущем невозможно, да и не нужно. Но жизненно важная информация, такая как хронические заболевания, аллергия на лекарства, перенесенные операции, должна быть обязательно доступна в электронной медкарте сразу после ее создания.

— Но насколько это безопасно в смысле распространения информации о заболевании того или иного пациента? Не будет ли нарушена медицинская тайна?

— Как раз особое внимание при разработке было уделено безопасности хранения и передачи данных. Персональные данные пациента содержатся в базах Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, а медицинские — в ЕМИАСе, причем в обезличенном виде. Чтобы получить доступ к электронной медкарте, врач и авторизуется в ЕМИАСе: входит в свой персональный электронный кабинет, направляет запрос, в ответ на который по защищенным каналам связи получает данные и медицинскую информацию только одного конкретного пациента. Причем скачать эту информацию на компьютер нельзя.

— А если врач, к примеру, уволился или его уволили «за несоответствие» (такое бывает), сможет ли он в отместку растиражировать чьи-то персональные данные или, еще хуже, — сведения о его болезнях?

— Для этого создан центр обращения данных, где в электронном виде фиксируются все кадровые изменения.

Мнение практиков

«По старинке врачи работать уже не хотят»

Алексей Хрипун, руководитель Департамента здравоохранения г. Москвы:

— Для меня как руководителя сферы здравоохранения преимущества электронной медицинской карты очевидны. Мы уверены, что она позволит повысить эффективность управления столичной системой здравоохранения, от отслеживания потоков пациентов и очередей до планирования объемов медицинской помощи. ЭМК даст возможность быстро и объективно принимать управленческие решения.

Алексей Тернавский, главный врач городской поликлиники №175:

— Еще совсем недавно единая электронная медицинская карта была мечтой далекого будущего, а сегодня она уже вводится в лечебные учреждения столицы. Мы очень рады, что наша поликлиника стала первопроходцем — одним из первых участников проекта по освоению ЭМК. У нас появился действительно удобный инструмент, который представляет максимально полную информацию о здоровье пациента, помогая принимать адекватные решения по его лечению.

Сегодня наши врачи, оценив преимущества электронной системы, по старинке работать уже не хотят.

…Вроде все логично и безопасно. Но бывают же нечистоплотные и даже «продажные» медработники (врачи — тоже люди). А вдруг кому-то взбредет в голову «растиражировать» эксклюзивную информацию о проблемах со здоровьем у какой-то публичной личности, у политика, у представителя власти? А может, у врачей будут брать некую «электронную клятву», наподобие клятвы Гиппократа, — о неразглашении врачебной тайны? Хотя и она вряд ли гарантирует ее сохранность.

Конституция РФ гарантирует...

Надо знать, что наши права в этом плане защищены российскими законами и Конституцией РФ. Право на неразглашение «врачебной тайны» принадлежит к числу основных конституционных прав человека. Они прописаны еще и в Кодексе врачебной этики РФ, согласно которому каждый человек (пациент) имеет право на сохранение личной тайны. И врач обязан ее сохранять даже после смерти пациента (п. 1 раздела 4 кодекса). Более того, врачебной тайной считается информация, которую медработники узнали о человеке в силу своей профессии. К «иным сведениям, полученным при обследовании и лечении» может быть отнесена информация об интимной и семейной жизни больного, а также другие тайны личности — о завещании, банковских вкладах.

Определен и круг лиц, кому эта информация может быть предоставлена. Во-первых, это сам больной. Правда, если он не достиг 15 лет (16 лет — для стоящих на учете у нарколога) или он недееспособен, то информация выдается родителям и законным представителям подростка. Причем, если ребенку менее 15 лет, в законе предлагается доводить до него только «необходимую информацию о состоянии их здоровья и в доступной для него форме» (ст. 24 Основ).

А в случае неблагоприятного прогноза развития болезни информация должна сообщаться самому пациенту в деликатной форме. А членам его семьи — только в том случае, если гражданин не запретил сообщать им об этом (ч. 3 ст. 31 Основ). В жизни нередко бывает наоборот: о «страшном» заболевании врачи сообщают родственникам, а не больным.

Беречь врачебную тайну обязаны не только врачи, но и фельдшеры, медсестры, санитарки, студенты, проходящие практику в лечебных учреждениях, а также иные лица наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну.

Но есть и исключения.

Разглашение врачебной тайны

(по закону) допускается:

— если надо обследовать и лечить гражданина, а он в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

— при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

— по запросам органов дознания и следствия, суда, органов прокуратуры, органов уголовно-исполнительной системы;

— при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему — больному наркоманией для информирования одного из родителей или иного законного представителя;

— для информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

— для проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

— при расследовании несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

— при обмене информацией медицинскими организациями;

— для учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

— для контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ст. 31 Основ).

По «заслугам» и наказание

По закону виновные в разглашении врачебной тайны могут понести как дисциплинарную, административную, так и уголовную ответственность (ст. 61 Основ).

Человек, чьи права нарушены, может в досудебном порядке обратиться к медицинской организации, где допущено разглашение врачебной тайны, с требованием о возмещении вреда.

Если таким образом правды добиться не удалось, следует обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении вреда. Или написать заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в прокуратуру.

Медработники всех уровней, допустившие разглашение врачебной тайны, охраняемой законом, подлежат увольнению (ст. 81 ТК РФ).

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах