В системе отечественного образования, открыл заседание глава кабинета министров Дмитрий Медведев, «есть достижения, особенно последнего периода, но есть и проблемы». Адекватно оценить те и другие вместе с работой школ и вузов, а затем на этой основе наметить пути дальнейшего развития, по его словам, помогут результаты мониторинга системы образования, впервые проведенного по 170 показателям и охватившего все уровни от детсадовского до вузовского. Об итогах мониторинга доложил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. И хотя основной акцент был сделан на «достижениях», зашла речь и о «проблемах».
Система дошколки, по словам министра, динамично растет: прирост контингента только с 2012 года составил 800 тыс. детей, а к 2017 году в России будет уже 7 млн дошколят. На создание дополнительных мест лишь в 2014 году было потрачено около 400 млн бюджетных руб., в результате чего охват садиками детей в возрасте 3–7 лет возрос с 93 до 95%. В 2015 году вопрос с очередями для этой возрастной категории, как и велел президент, будет окончательно закрыт: порукой тому — очередное бюджетное вливание в объеме 350 млн руб. плюс существенное усиление частного сектора детских дошкольных учреждений. Правда, в то время, как число воспитанников выросло почти на 1 млн, воспитателей стало больше всего на 1%. Итог — резкий рост нагрузки педагогов: вместо рекомендованных 2,5–3% в год «по факту темпы были превышены вдвое», признал министр. И это не может не сказываться на качестве дошкольного образования.
Основной тенденцией школы стал рост доли ребят (около 45%), решивших после 9-го класса идти не в 10-й с прицелом на вуз, а в колледж. Самих же школьников из-за демографической катастрофы конца 90-х годов стало еще на 10% меньше. Как следствие закрываются и школы: в 9 регионах сокращение их числа превысило 5%. Таким образом, жалобы учителей на рост педнагрузки как следствия роста зарплат, по словам главы Минобрнауки, не обоснованы, ведь «число школьников сокращается. Рост нагрузок, скорее, связан с введением новых технологий. К примеру, в ряде регионов учителям теперь приходится заполнять и электронные, и бумажные дневники и журналы. И это недопустимо!»
Дополнительное образование после провала 90-х годов наконец достигло советского уровня: ныне им охвачено около 65% ребят в возрасте 5–18 лет, или 71% школьников. Посещаемость школьных кружков за последние два года вросла на 7%, причем на платной основе — лишь на 1%.
Активно развивается система среднего профобразования, но демографическая яма обозначилась и здесь: число студентов колледжей сократилось на 1,4 млн человек. Та же картина и в высшем образовании: за последние 10 лет выпуск из школы усох с 1,4 млн до 600 тыс. человек. Но тут, что называется, нет худа без добра: сокращение числа студентов позволило избавиться от самых слабых вузов. Лишь за последний год из реестра на ведение образовательной деятельности по итогам мониторинга были исключены около 450 высших учебных заведений — в основном частных вузов и филиалов госвузов.
Любопытно, что чуть ли не основным достоинством нового мониторинга участники обсуждения из числа глав регионов и ректоров вузов признали то, что для его проведения с мест не потребовали дополнительной отчетности, а обошлись уже имеющейся. В подтверждение мучений, доставляемых им расплодившейся отчетностью, ректоры показали премьеру увесистую стопку форм, обязательных для периодического заполнения. Тот на жалобы на бюрократизм ответил уклончиво, но пообещал: «Мониторинг системы образования будет продолжен, хотя все равно всегда будет много вопросов, нареканий, сомнений. Такова уж сфера образования!»