Распространенность и популярность языка в мире всегда имела политический окрас. Чем сильнее государство, чем весомее оно на политической арене, тем большее количество людей говорит на его языке. Так, во времена СССР на русском языке говорило чуть ли не полмира. Сегодня же во многих странах СНГ молодежь не знает русского.
«Ежегодно мы проводим конкурс «Учитель русской словесности за рубежом», — рассказала замруководителя Федерального агентства по делам Содружества независимых государств Лариса Ефремова. — В прошлом году мы проводили конкурс для учителей из дальнего зарубежья. Заявки на участие пришли из 20 стран. Выиграл молодой человек, который уже давно живет в США. Однако он язык не забыл и преподает его американцам. В 2015-м планируем в рамках конкурса объединить дальнее и ближнее зарубежье».
Лариса Ефремова рассказала также о программе Федерального агентства по открытию русских культурных центров в разных странах. «Такие есть даже на Западной Украине: люди приходят и имеют возможность почитать книги, посмотреть спектакли и т.д. Сейчас, когда созданы электронные базы данных русских писателей, перечень произведений в таких центрах заметно расширился».
Однако поводов для радости пока мало. Как заметил зам. председателя Комитета СФ по образованию и науке Сергей Щеблыгин: «Во времена Советского Союза около 700 тысяч иностранцев учили русский. А сегодня — всего-то 20 000». А замминистра культуры Владимир Аристархов заметил, что на сегодняшний день наш с вами язык, согласно официальной статистике, по популярности занимает лишь 9-е место в мире.
С ним не согласна президент Санкт-Петербургского государственного университета, член Совета по русскому языку при Правительстве РФ, лингвист Людмила Вербицкая:
— Наш русский язык — третий по популярности в мире. На нем говорят, его учат и его хотят знать порядка 350 миллионов человек. Проблема в другом. Нам с вами надо спасать язык здесь, у нас в стране. Год от года ситуация усугубляется. Великий русский философ Владимир Соловьев говорил в свое время, что человек должен владеть тремя стилями речи: высоким (для обращения к Богу), средним (для общения с собеседниками) и низким (только для общения с самим собой). Сегодня у нас высокий стиль совсем пропал. Его место занял средний, а в обиходе у большинства россиян теперь низкий. И не только в разговоре, но и в газетах, по телевизору и даже в театрах. Вспомните, какая волна возмущения поднялась, когда издали закон о запрете мата. И многие заслуженные театральные работники жалуются на то, что молодые режиссеры просто не представляют своих постановок без мата. Человеку, употребляющему ненормативную лексику, просто не хватает словарного запаса, чтобы выразить свою мысль. Неудивительно — откуда возьмется словарный запас, если, по статистике, сегодня лишь 0,2% родителей читают своим детям книги. А, например, в 2010 году 30% жителей страны не прочли ни одной книги!
Людмила Алексеевна давно борется за чистоту русского языка. Она не стесняется поправлять даже чиновников самого высокого ранга:
— Была на встрече с одним таким в Совете Федерации. Не буду называть имени, но за 15 минут этот человек 15 раз произнес слово «как бы». Официальные документы, выпускаемые чиновничьим аппаратом, среднестатистический россиянин не в состоянии понять. Это даже не канцеляризм, а вообще непонятно что. Кому интересно, почитайте «Сборник жаргонных слов и выражений, употребляемых преступным элементом», выпущенный в 1983 году. Увидите массу знакомых и часто употребляемых теперь слов: бабло, накрыть поляну, блин и так далее. Так же много в речи иностранных слов, хотя есть наши, русские аналоги. Менеджер — управленец, толерантность — терпимость и так далее. Мы должны сохранить язык, который пришел к нам от Александра Сергеевича Пушкина…