Робототехнике в последнее время уделяется огромное значение в российском образовании — как профориентиру и кузнице столь нужных стране инженерных кадров и светлых голов. Недавно «МК» писал про открывшуюся в одном из столичных педвузов лабораторию по подготовке учителей робототехники, школы (во всяком случае, московские — уж точно) активно снабжаются роботостроительным оборудованием для уроков технологии и внеурочных кружков, только что в Сочи прошел Всемирный учебный «робоконгресс» WRO Russia-2014… А Минобрнауки России заявило о включения с 2015 года робототехники в перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в инженерные вузы.
— Мы сделаем несколько инженерных олимпиад для старшеклассников по инженерному научно-техническому творчеству, в том числе и по робототехнике, а их победители и призеры получат льготы при поступлении в высшие учебные заведения, — сказал министр образования Дмитрий Ливанов.
Но как оценивать столь творческую и креативную дисциплину, как робототехника, отсутствующую в федеральном учебном плане как школьный предмет? Нет ли тут риска породить нишу для коррупции и лазейку в вузы для внезапно возникшего множества каких-нибудь «юных дагестанских робототехников», о которых прежде ничего не было слышно? Пока планы Минобрнауки по новым олимпиадам не реализованы, но в главном вузе страны своя олимпиада по робототехнике проходит уже два года. Как она организуется и, что важнее, как оценивается и награждается, «МК» рассказал Михаил КОПЧИКОВ, замначальника Управления профессиональной ориентации и работы с талантливой молодежью МГУ им. Ломоносова:
— Робототехники как дисциплины в школе действительно нет, но ее составляющие — это вполне традиционные школьные общеобразовательные предметы, такие как математика, физика, информатика. Для этого нужен целый комплекс знаний и творческий подход. К слову, точно так же организовываются олимпиады по другим «нешкольным» предметам — к примеру, по журналистике. Робототехника, как олимпиада, состоит из двух этапов. Сперва участник применяет свои знания математики, физики и программирования, создавая программу: по заданию его робот должен совершить определенную последовательность действий — к примеру, объехать несколько обозначенных точек, взять какой-либо предмет и т.п. А потом проходят очные выступления — в зале нашего НИИ механики, где участники защищают свои проекты с участием роботов, которых они с собой привезли. При этом проекты — не абстрактно-примитивные, а вполне осмысленные: например, в прошлом году один из участников олимпиады выступал с разработанной им роботизированной системой для опрыскивания картофельных полей химикатами от колорадского жука без участия человека. Другой участник привез модель летающего крыла, которое можно использовать при разведке местности; был проект обучающего конструктора по типу «Лего», автор которого (кстати, девочка!) представила робота «Помогайца», который наглядно демонстрирует второй закон Ньютона и закон сохранения энергии. То есть выходит, что робототехника при всей своей креативности — вполне конкретная дисциплина, которую можно объективно оценить. Попытки же использовать ее как способ протолкнуть в вуз «своих» или за деньги — это бессмыслица, считает Михаил Копчиков:
— Участники такой олимпиады — это штучный, единичный товар. Их не тысячи, как математиков или физиков. Таких ребят — меньше сотни на всю Россию. Поэтому, даже если эти олимпиады и станут в будущем давать гарантию поступления в престижные вузы, то внезапного появления из ниоткуда целой массы липовых робототехников не будет. Чтобы успешно заниматься этим и победить в олимпиаде, нужно быть талантливым знатоком комплекса дисциплин, требуется грамотный руководитель какого-либо кружка или секции, который «поставит руку» и направит; ну, или, как вариант, обеспеченные родители — ведь многофункциональные специальные конструкторы, из которых можно модульно собирать различных роботов и их узлы, стоят дорого…
Плюс пока олимпиада, проводимая МГУ, имеет лишь 3-й уровень — то есть льготы для поступления может дать незначительные; возможно, те олимпиады робототехников, которые планирует внедрить Минобрнауки, и будут иметь 2-й или 1-й уровень, но пока этого не случилось. Тем же ребятам, что сейчас в ней участвуют, как ни странно, льготы такого типа и не требуются: они и так легко поступят и на мехмат, и на физфак, и т.д. Они одаренные самородки — участвуют просто потому, что это их интересует, это их призвание!