Конкурс «Слово года» проводится в России уже в 8 раз. Внести свою «лингвистическую лепту» в процесс отбора слов может любой участник одноименной группы - «Слово года» (она действует в разных соцсетях). С января по декабрь формируется своеобразный лонг-лист - список тех слов и выражений, которые определяют общественно-политические, культурные и научные свершения текущего года. Подглядеть или подслушать характерное - для текущего момента - словечко, достойное гонки в этом состязании, можно везде, где вращается русская речь, будь то Рунет или СМИ, разговор на кухне или диалог в автобусе. Ориентироваться при этом рекомендуется исключительно на языковую интуицию, которая, в большей или меньшей степени, развита практически у каждого из нас.
Цель конкурса — нарисовать языковую картину мира, которая возникает в массовом сознании за год, - рассказал «МК» главный идеолог и организатор конкурса, философ, культуровед, филолог Михаил Эпштейн. - То, как мы говорим, определяет то, как мы живем. А подобные конкурсы помогают обществу осознавать, где оно находится в данный момент, откуда идет и, главное, куда».
Михаил Эпштейн подчеркивает, что интересна не частота употребления, а семантический вес слова.
Ранжированием номинантов занимается экспертный совет конкурса. В этом году в него вошло (помимо Михаила Эпштейна) 13 человек. В их числе - писатель и журналист Елена Черникова, писатель Владимир Шаров (он стал в этом году лауреатом премии «Русский Букер»), лингвисты и радиоведущие Ольга Северская и Марина Королева, журналист Андрей Архангельский и др.
Вполне ожидаемо титул «Слово года-2014» достался «новообразованию» Крымнаш. Причем, написанному именно так, слитно.
По мнению Михаила Эпштейна, Крымнаш - слово с подковыркой, слово-жест, воспроизведение некоего клише, сложившегося в языке. «Присоединение Крыма, как бы его не оценивали, позитивно или негативно, действительно стало самым ярким событием для России», - отмечает ученый.
На втором месте закрепились вытекающие во многом из «Крымнаша» “санкции», а третье осталось за «бандеровцами» или, иное его начертание, «бендеровцами». По мнению Елены Черниковой, путаница в написании могла произойти от некоторой путаницы в головах людей, не вполне поначалу понимавших, от чего образовано это слово — то ли от города Бендеры, который, впрочем, не в Украине, а на территории Приднестровья, то ли от фамилии Бандера.
Помимо «Слова года» есть и другие номинации, как, например, «Выражение года». Тройка лидеров здесь тоже говорит сама за себя: на первое место «прошли», деликатно оттеснив конкурентов, «вежливые люди». Вторая позиция досталась «русскому миру». На третьей мы находим выражение-оксюморон «гуманитарный конвой».
Номинация «Антиязык года» сконцентрирована на тех словах, которые можно было бы отнести к словарю ненависти и раздора. Нынешние ее победители показывают направление и контуры того разлома, который случился нынче в массовом российском (и не только) сознании: пятая колонна (она получила «золото»), вата (ватник) и укры (уропы).
Среди «Неологизмов года» больше всего симпатий досталось выражению «банный день» писателя Алексея Михеева. В «нетрадиционном», авторском понимании оно означает день, в который человек занимается забаниванием бывших френдов, очищает свои контакты от людей, ставших на его страничке лишними или нежеланными.
Впечатлил экспертов и «захажер» — меткое определение кавалера, который времени или желания на ухаживания не имеет, поэтому просто к даме «захаживает». Предложил этот вариант участник группы «Слово года» в сети Фейсбук Богдан Лукьянов. Тройку замыкает неологизм «вселфи», придуманный Михаилом Эпштейном. Его можно употреблять по отношению к тем селфи, где не только их автор, но и все его друзья.
Отслеживать неологизмы, по мнению Эпштейна, очень полезно: «Это результат творческой деятельности массового сознания, который, быть может, еще более рельефно отражает текущие процессы». Ну а приживется ли он или нет, предсказать невозможно. Неологизм — аналог мутации в природе. Что-то остается, что-то отторгается.
Конкурс «Слово года» в мире проводится с 1991 года. На российскую почву его «перенес» известный философ, культуролог, филолог Михаил Эпштейн в 2007 году. Тогда, кстати, победу одержало слово «гламур».
В прошлом году тройка победителей и призеров в номинации «Слово года» выглядела так:
1. Госдура (оговорка телеведущего Владимира Познера в эфире, за которую он позже извинился),
2. Евромайдан
3. Креакл (креативный класс)
«Выражение года-2013»:
1. Антисиротский закон, закон Димы Яковлева, закон подлецов.
2. Взбесившийся принтер (о Думе).
3. Узники Болотной.
«Антиязык-2013»:
1. Враги православия.
2. Иностранный агент.
3. Люди определенной национальности.
Между тем, конкурс «Слово года», пользующийся популярностью во многих странах мира, подводит свои итоги не только в России. На днях озвучили своего победителя финны. Словом года у них признан Putin-juusto - «Сыр Путина».