Сегодня школьники по всей стране писали итоговое сочинение — от результатов зависит допуск к ЕГЭ. Одна из тем, предложенных на выбор в Москве - «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть». Мы попросили нашего обозревателя Юлию Калинину написать такое сочинение. Не по учебникам.
Взрослый – это человек, способный брать на себя ответственность за все то, что происходит в его жизни без оговорок.
Такое определение «взрослости» дает Википедия.
И я с ним, в общем, согласна. Хотя могу добавить сюда еще кое-что.
Взрослый человек умеет сам себя заставить делать то, что ему невыносимо тяжело, если делать это все равно надо.
Когда он виноват, он признает свою вину и не перекладывает ее на кого-то.
А еще он способен собирать информацию и анализировать, поэтому видит жизнь такой, какая она есть, и не тешит себя иллюзиями и детскими сказками.
Какие же события в жизни помогают человеку быстрее достигать такого «взрослого» состояния?
А вот это, по-моему, некорректный вопрос.
Такие события нельзя систематизировать, упорядочить, собрать в группы на основе какого-то признака: типа «победы», «потери», «любовь», «разочарования». Попытки это сделать примитивизируют наши представления о жизни. Потому что у каждого человека такие события – разные. И произойти они могут в любом возрасте.
У меня, скажем, много знакомых детей, которые занимаются беговыми лыжами. Они взрослеют очень быстро – по крайней мере по пункту «заставить себя делать то, что тяжело». Потому что такой вид спорта. Там некому заставлять. Десятилетний человек стартует в гонке на пять километров, и на этих километрах нет ни тренеров, ни родителей. Он там один, борется сам с собой, и только сам может заставить себя бежать изо всех сил, чтоб победить, когда все его тело вопит, требуя сбавить газ уже после первого подъема.
А вот сама я лыжами не занималась и научилась преодолевать себя поздно - только когда родила сына. Когда оказалась в такой ситуации, что ни поспать, ни почитать, ни отдохнуть, крутишься круглые сутки, валишься с ног, но остановиться нельзя.
Признавать свою вину я научилась, когда у меня умерла собака. Из-а меня. Из-за того, что вовремя не отвела ее к врачу. С тех пор я отношусь к своим животным по-взрослому: лучше перебдеть, чем недобдеть.
Ну а трезвый взгляд на жизнь до конца так и не сформировался. Сказки, мифы, иллюзии… Как без них?
Хотя откровения являлись, конечно. В Чечне например, во время войны, попала я раз под бомбежку. И все, кто был рядом, рванули в подвал прятаться. Ужасная образовалась там свалка, и никто не пропускал вперед ни детей, ни женщин.
И у меня наступило прозрение по мифу про мужественность мужчин.
А кто-то ведь до самой старости им тешится. Потому что не был под бомбежкой.
Взрослеть помогают не столько события, сколько обстоятельства, в которые попадает человек. Но при этом каких-то общих правил, которые к тому же мог бы перечислить в сочинении старшеклассник, здесь вывести тоже нельзя.
В одинаковых обстоятельствах одни люди взрослеют, а другие обижаются, никакой ответственности на себя не берут, а идут выяснять отношения и рассказывать, какие все кругом глупые.
Если тот, кто придумал такую кривую тему для школьного сочинения, назовет глупой эту заметку, я, например, не обижусь.
Лучше буду взрослеть и, может быть, напишу когда-нибудь сочинение, которое ему понравится.