МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В России можно нормально материться, благодаря инициативе легендарной княгини

Сталин взял под защиту изобретение российской дворянки

«Ну, ё-моё, с праздником!» 29 ноября был День буквы «Ё», гласной, без которой народную речь и народный фольклор в нашем царстве-государстве даже представить себе нельзя.

Фото: ru.wikipedia.org

В это трудно поверить, но всего лишь каких-то лет 230 назад в русском алфавите не было этого самого ударного его элемента. Более того, буква «Ё» имеет вполне конкретного изобретателя, вернее – изобретательницу.

Нынешняя «именинница» своим появлением обязана княгине Екатерине Дашковой (урождённой Воронцовой), одной из самых неординарных женщин, оставивших след в русской истории. Начиная с 1783 года Екатерина Романовна – по предложению своей тёзки, императрицы Екатерины Великой, – занимала должность директора Петербургской академии. Результаты работы Дашковой на этом вроде бы совсем не женском посту оказались весьма впечатляющими. Она добилась быстрейшего издания научных трудов, «пробила» дополнительные места для обучения детей из бедных дворянских семей...

Буквально через несколько месяцев после своего назначения Дашкова подготовила доклад на имя императрицы о необходимости проработки и систематизации русской грамматики и создании отдельной Академии, занимавшейся бы изучением русского языка. Её Величество доклад одобрила, и в том же 1783-м появилась Российская академия, которой «надлежало возвеличить российское слово, собрать оное в единый состав, показать его... обилие и красоту, поставить ему непреложные правила...» Президентом Академии императрица назначила Е. Дашкову. По инициативе княгини в числе одного из самых заметных свершений этого научного центра стало появление в русском языке новой буквы.

Однажды, 29 (18 – по старому стилю) ноября 1783 года, на общем академическом собрании Екатерина Романовна попросила присутствующих написать слово, которым обозначают самое популярное на Руси хвойное дерево. Ученые мужи вывели на бумаге так, как полагалось в соответствии с правилами орфографии того времени: «iолка». А потом княгиня показала им свой листок, на котором то же слово изображалось по-иному – «ёлка», и пояснила, что предлагает ввести новую букву, заменяющую прежнее громоздкое написание такого гласного звука. Академики согласились с предложенным нововведением.

Есть сведения, что первым употребил изобретенный Дашковой буквенный знак известный русский поэт Гавриил Державин в своих рукописях. Однако в печатных изданиях эта буква появилась значительно позже. Первой книгой, в которой встречается буква «Ё», стало сочинение Ивана Дмитриева «Мои безделки», изданное в Московской университетской типографии в середине 1790-х. (Впрочем, по мнению ряда исследователей, пальму первенства следует отдать другому литератору – Н. М. Карамзину: в 1796 году, в издаваемом им стихотворном альманахе «Аониды» были напечатаны несколько слов с использованием буквы «Ё»: «орёл», «мотылёк», «слёзы»...)

Как бы то ни было, понадобилось несколько лет, чтобы дашковская буква-«крестница» получила окончательную прописку в алфавите. Этому поспособствовал выход первого в истории страны толкового словаря русского языка, в создании которого принял активное участие уже упомянутый знаменитый писатель и историк Карамзин. Считается, что именно он «застолбил» место новой буквы в алфавите на седьмом по порядку месте – между «Е» и «Ж».

Кроме той самой «ёлки», которую взяла для примера княгиня Дашкова, нашлось еще немало немало слов, в написании которых пригодилась буква с двумя «глазками» наверху. Среди них – и популярные в народном лексиконе термины. Не смотря на это, у «самой ударной» гласной оказалась непростая судьба. Уже в ХХ веке она оказалась «изгоем».

К этому приложили руку и вставшие во главе государства после октябрьского переворота большевики. 5 января (по новому стилю) 1918 года был опубликован декрет, подписанный наркомом просвещения А. Луначарским, которым вводились правила новой орфографии. В нём, в частности, было написано: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы «Ё»...

Такая «необязательность» сделала седьмую букву русского алфавита большой редкостью. «Ё» не употребляли, например, в буквенных индексах автомобильных и телефонных номеров, её литеру-«молоточек» исключили (ради упрощения механизма) из конструкции некоторых отечественных моделей пишущих машинок... Всё чаще бывали случаи, когда в рукописных и даже типографских текстах букву «Ё» стали заменять на её очень похожую по внешнему виду и более удобную при написании «соседку» – букву «Е»... При этом каких-то жестких правил использования буквы «Ё» не существовало.

Порядок в «ёжкины дела» решил внести сам «отец народов». Причём случилось это в совсем, вроде бы, неподходящее для подобных «лингвистических изысканий» время: в первый, самый тяжёлый для СССР период войны с фашистской Германией. В 1942 году по личному указанию товарища Сталина отпечатали книжечку-справочник, содержащую правила использования буквы «Ё» в русском языке.

Рассказывают, что «великий вождь и учитель», просматривая какой-то документ, «споткнулся» на одном из слов, где, по его мнению, должна была бы присутствовать эта «неудобная» буква. Иосиф Виссарионович тут же потребовал уточнить, как данное слово правильно пишется. Перепуганные специалисты из МГУ рьяно взялись за дело и «выдали на гора» целый трактат на эту тему, продемонстрировав в итоге полнейшую запутанность прав и обязанностей пресловутой гласной, увенчанной двумя точками. Вот тогда-то «хозяин», отложив на короткое время вопросы военной стратегии и тактики, распорядился для пущего просвещения советского народа издать специальный справочник, касающийся правописания слов с использованием буквы «Ё». Кроме того именно «с подачи» Сталина 24 декабря 1942 года приказом наркома просвещения РСФСР В. П. Потёмкина было введено обязательное употребление данной буквы при обучении детей в школах.

Впрочем, даже такое законотворчество не очень помогло закрепить «территориальные права» «крестницы» княгини Дашковой. «Сталинской инициативы» хватило всего на каких-то десяток лет, а потом использование «глазастой» буквы опять стало сходить на нет. Этот процесс подтверждается даже статьей в 15-м томе Большой советской энциклопедии, вышедшем в 1952 году: там вновь появилась формулировка о необязательности использования буквы «Ё».

В наши дни эта буква так и остается какой-то «мерцающей»: кто-то её использует, кто-то игнорирует. Даже на стандартной раскладке компьютерной клавиатуры «глазастая» гласная оказалась в стороне от всех других букв алфавита, заброшенной в самый глухой верхний угол рядов клавиш. Зато осенью 2005 года в Ульяновске был торжественно открыт памятник букве «Ё», – хоть какое-то утешение для сторонников гласной, придуманной более двух веков назад княгиней Дашковой.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах