Знакомый ветеринар открыл поликлинику. Небольшую – два врача и девочка в регистратуре. Посетителей пока мало. Но он над этим работает. Приманивает клиентов тем, что бесплатно лечит подобранное ими зверье.
Приходит, скажем, к нему бабушка – нашла в мусорном баке котенка. Или парень приносит сбитого машиной бездомного пса. За лечение таких бедолаг он денег не берет.
Берет за лекарства, которые им надо вколоть. За шприцы, повязки. А за работу свою – нет, ни копейки.
«Коллеги смеются, когда я им рассказываю. У тебя же, говорят, бизнес, а не благотворительность. Ты долгов набрал, чтоб поликлинику открыть. Тебе деньги отдавать надо, а не в айболита играть. А я говорю, эх, не понимаете вы ничего. Это маркетинговый ход».
Маркетинговый ход у него в том, что вот эти люди, которые пришли к ветеринару с найденышами, уже их не выкинут. Оставят себе, и потом будут возить к нему в поликлинику с прививками и болячками. Станут его постоянными клиентами. И еще всем своим знакомым кошатникам-собачникам расскажут, что есть такая маленькая, но хорошая поликлиника, где все по-доброму. И те тоже к нему прибьются.
«Вы не думайте, я не блаженный, чтоб бесплатно лечить, - объясняет ветеринар. – У меня все по расчету».
Он и впрямь прагматичный человек. Деловой. Без вот этих умильностей, заигрываний, которые меня всегда настораживают: сюси-пуси, ах, какая миленькая, да как же нас, бедненьких, угораздило.
У него просто такая стратегия развития бизнеса. Долговременная. Работать не на быструю выгоду, а вкладывать в будущее.
При поликлинике он еще открыл магазинчик с зоотоварами. Небольшую приносит прибыль, но все-таки. Хотя на продажу берет не все. Недавно привезли игрушки - резиновых куриц. Так он от них отказался. «Резина там мягкая, собаки их рвут на куски, глотают, потом приходится оперировать, я уже десяток таких куриц из кишечников повынимал».
Коллеги опять над ним смеются.
Что же ты шанс свой упускаешь? Это же хорошо, что приходится оперировать. Ветеринару - работа. Больше операций - больше денег. Курица – кормилица.
У них тоже прагматизм. Но другой. Не долговременный, а короткий.
Урвать побыстрее и побольше, а каким способом – не важно. Деньги не пахнут, все крупные капиталы сколочены не честным путем, вы разве не знаете?
Они не жестокие люди, эти коллеги, а мой знакомый ветеринар - не блаженный. Но у них разные стратегии бизнеса. И разные мозги. И сердца тоже разные.
От чего они оказались разные?
Вопрос, как говорится, на миллион долларов.
Никто не знает, почему одному человеку важнее всего его репутация, а другому – деньги. Почему один стремится минимизировать зло в окружающем пространстве, а другой – извлечь из него для себя выгоду.
Такими, видимо, родились. С виду одинаковые. Хомо сапиенсы, прямоходящие. А внутри – антагонисты. Как будто от разных предков произошли. От разных животных. Или от разных комочков слизи, занесенных миллионы лет назад на Землю из разных галактик.
У собак вот такого нет. Они все из одного комочка слизи. И кошки из одного комочка.
Ты их любишь, и они тебя тоже любят и делают для тебя, что умеют. Лижут в ухо, например. И никаких у них нет маркетинговых ходов, никакого расчета, никаких прибыльных схем.
Если бы все было устроено наоборот, и не люди лечили собак и кошек, а собаки и кошки лечили людей, у них бы и стратегии никакой не было. И бизнеса.
Они просто лечили бы нас старательно и заботливо, как меньших братьев, и все.