Конференция по профессиональному образованию пришлась как нельзя кстати, подчеркнул, открывая заседание, член Совета Федерации Александр Волков: «Отвечая на современные вызовы, такая огромная страна, как Россия, должна сама себя накормить, одеть и обуть, а также реализовать программу импортозамещения в области передовых технологий. В ближайшие 2–3 года мы должны существенно продвинуться в развитии страны по самым главным направлениям. Уйти от внешней зависимости, которая сегодня сильно давит на нашу страну. И в том числе с помощью кадров, которые готовит система профобразования».
На сегодняшний день, по данным Минобрнауки, эта система такова. В стране работают около 4 тыс. колледжей и 400 вузов, готовящих в общей сложности до 3 млн специалистов среднего звена. Для сравнения, в системе высшего образования учатся 5,5 млн студентов, а ежегодный набор первокурсников превышает 1 млн человек. Однако главные сложности связаны не столько с этим перекосом, сколько с глобальными изменениями системы профобразования в мире, не коснувшимися пока нашей страны. Вот лишь некоторые основные моменты, перечисленные представителем Агентства стратегических инициатив, профессором практики Московской школы управления «Сколково» Павлом Лукшей.
Профессия — отныне устаревающая категория: она уступает место компетенциям, которые будут развиваться всю жизнь. Понятия рабочих, инженерных и управленческих специальностей стираются: разделение между средним и высшим профессиональным образованием уходит в прошлое. На первый план, особенно в новейших отраслях, выходят не индивидуальные, а командные компетенции — на них при подготовке специалистов и должны ориентироваться учебные заведения. К 2030 году 60–70% работ будут выполняться роботами, поэтому критически важными становятся творческие виды работ.
Сегодня мы платим за многолетнее небрежение системой профобразования, и платим дорого. Утешает одно. Как показал прошлогодний чемпионат для школьников — участников пилотного проекта международной рамки профобразования WorldSkills, «конкурсные задания для детей были намного сложнее, чем для настоящих рабочих, а их исполнение оказалось лучше, чем у рабочих». На этих ребят вся надежда.