Как рассказала «МК» президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, в рамках переподготовки можно будет в рекордно короткие сроки сменить категорию или подкатегорию водительских прав. Выбирать для себя нужную программу водители будут в зависимости от того, на каком транспорте они ездят сейчас и какой хотят освоить. Переучиваться заново, начиная с азов, не придется. «Водитель уже знает и ПДД, и законы, и водить умеет, - говорит Шутылева. - Так что для переподготовки ему надо будет изучить только те нюансы и технические детали, которые необходимы для вождения нового вида транспорта».
К примеру, если водитель мопеда (категория «М») захочет пересесть на мотоцикл (категории «А» и «А1»), ему надо будет пройти курс длительностью всего 24 академических часа. На изучение основ управления мотоциклом отведено будет шесть часов. Из них четыре часа студент проведет в лекционной аудитории, а два — на тренажере. Учить будут как вождению в штатной ситуации на спокойной дороге, так и при угрозе аварии или заноса. Понять, как устроен мотоцикл и что делать в случае поломки, придется за четыре часа. При этом основной упор преподаватели сделают на лекции по устройству ходовой части, тормозной системы, а также видам шин двухколесного железного коня. Ну а на уроки по вождению мотоцикла надо будет потратить десять часов.
Если водитель мопеда решит остепениться и пересесть на легковой автомобиль, курс переподготовки составит 32 часа. Из них на лекции будет отведено 18 часов, на вождение — 10, а на экзамен в автошколе — 4 часа. Изучить придется правила работы двигателя, системы рулевого управления, а также электроники: навигаторов и бортовых компьютеров. А вот для мотоциклистов курс будет немного короче: всего 24 часа. Столько же времени придется потретить на учебу тем, кто после легковушки решит освоить мотоцикл. Желающие сменить водительское удостоверение категории «В» на «С» или «С1» (грузовики) смогут уложиться в 22 часа. Правда, если водитель планирует ездить на грузовике с автоматической коробкой передач, курс теории для него сократят на два часа. А вот тему лекций будут стандартными: устройство автомобиля, ремонт и вождение. Дольше всех придется учиться тем, кто после грузовых автомобилей решили сесть за руль автобуса. Для них программой будет предусмотрен курс длительностью 114 часов для механики и 112 для автомата. Помимо технической «начинки» машины изучить придется еще и правила организации пассажирских перевозок. А вот темы практических занятий для всех программ переподготовки также будут примерно одинаковыми. На уроках с инструктором студенты автошкол станут отрабатывать различные приемы торможения, круговое движение, проезд перекрестка и пешеходного перехода, а также всевозможные маневры.
По словам Татьяны Шутылевой, новые короткие программы будут стоить совсем недорого и по карманам водителей не ударят. Кроме того, сдавать внутренний экзамен в автошколе в рамках переподготовки тоже будет совсем несложно. Штудировать заново названия дорожных знаков и статьи КоАПа не придется. «Базовый цикл теории и практики, который проходят все, кто впервые получают права всех категорий, будет автоматически перезачитываться», - пояснила Шутылева. Кроме того, автошколы смогут без проблем внедрить новые программы. «Им не нужно будет заново проходить выездные проверки ГИБДД. Достаточно просто заверить обучающие программы переподготовки и вывесить их на своем стенде», - заверила Шутылева.