МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Что изменилось в Крыму за полгода в составе России?

Паспорта получили почти все, а вот за полисами медстрахования не спешат

Новая страна, новые законы, новые правила. Политические страсти вокруг воссоединения Крыма с Россией постепенно стихают, и жители полуострова привыкают жить по-российски. Во всяком случае, так часто любят говорить крымские чиновники. Впрочем, они недалеки от истины: за минувшие полгода с лишним в жизни жителей полуострова многое изменилось, и лишь желание улучшения качества этой самой жизни — то, чего так не хватало простым крымчанам при Украине — осталось неизменным. Мы решили выяснить, какие перемены и чаяния уже ощутили на себе жители российского Крыма.

Фото: Максим Головань

Документооборот: он пока еще идет

Переходный период, объявленный до 1 января 2015 года, привнес в жизнь жителей полуострова массу новшеств, и в эпоху перемен не обошлось без неудобств. Сменились власть, банки, мобильная связь. Поскольку интеграция крымчан в правовое поле РФ началась с оформления паспортов, первый и главный удар приняла на себя Федеральная миграционная служба по Республике Крым. Огромные очереди желающих поскорей получить паспорт гражданина РФ наблюдались несколько месяцев, и в связи с бешеным ажиотажем к работе службы возникало немало нареканий со стороны населения и властей. При этом мало кто интересовался тем, что сотрудники ведомства вместе с приданными силами с материковой части страны на протяжении полугода трудились без выходных по 12–14 часов в день. С учетом сжатых сроков и огромного вала работы, связанной с выдачей паспортов, заменой украинских видов на жительство и регистрацией вынужденных переселенцев (читай — беженцев), эфэмэсникам тем не менее удалось выдать крымчанам порядка 1,8 миллиона паспортов. Примечательно, что принципиально отказавшихся от российского гражданства в Крыму, по данным ФМС по РК, набралось всего более 3500 человек.

— Таким людям выданы виды на жительство, — пояснил глава крымского управления ФМС Петр Ярош.

На фоне всеобщей паспортизации куда медленней в Крыму идет выдача СНИЛСов. В Пенсионном фонде РК задержки связывают с тем, что страховые свидетельства делают в Москве и для их изготовления не хватает людских и финансовых ресурсов.

— В настоящий момент обладателями свидетельств, подтверждающих регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, стали свыше 600 тысяч крымчан. В то же время индивидуальные лицевые счета уже открыты на 1 миллион 200 тысяч человек. Наша первостепенная задача — обеспечить СНИЛСами работающее население, мы обеспечиваем ими всех работодателей и работников, которые лично обращаются. До Нового года мы присвоим индивидуальные номера всем жителям Крыма, просто сами свидетельства на руки остальные граждане получат, вероятно, с опозданием, — сообщила «МК в Крыму» замначальника управления поступления, прогнозирования платежей и учета застрахованных лиц ПФ РК Татьяна Сапронова.

Не спешат получать крымчане и полисы обязательного медицинского страхования — также новый для себя документ, дающий соцгарантии на качественную и бесплатную медпомощь. По словам и.о. директора Территориального фонда ОМС Натальи Старцевой, заявок на получение документа подано чуть более миллиона, при этом уже изготовлено почти 800 000 полисов, а на руки крымчане забрали лишь половину. Подразделения фонда продолжат работу в Крыму и после переходного периода, однако специалист прогнозирует, что те, кто до 1 января 2015 года не успел получить медстраховку, после новогодних праздников могут столкнуться с отказами в предоставлении базовых видов медпомощи, предусмотренных системой обязательного медицинского страхования.

Без продуктов Крым не останется. Фото: Максим Головань

Раньше доили, сейчас дотируют

Вместе с тем многие крымчане осознают: все трудности переходного периода — временные. Если отбросить фактор «эпохи перемен», то крымчане, безусловно, рады историческому возвращению в состав России. Порядком устав от бесконечных политических баталий, жители региона теперь смотрят на творящийся в стенах Верховной рады Украины бардак с чувством некого облегчения от того, что отныне политклоунада творится где-то там — за Перекопом. Правда, достаточно много крымчан разочарованы большим количеством депутатов и чиновников, служивших прежней власти и даже бойкотировавших референдум, которым так или иначе удалось пройти на минувших выборах и в крымский парламент, и в местные советы всех уровней. К слову сказать, относительно низкую явку на минувших выборах политологи связывают именно с дискредитировавшими себя кадрами, которые во время предвыборной гонки рвались к власти. Но крымчане возлагают надежды на то, что прежнего размаха коррупции руководству Крыма и России удастся не допустить. И хотя власти республики объявили войну взяточничеству во всех эшелонах власти, унизительным поборам в детских садах, школах и больницах, начали наводить порядок в земельной сфере, говорить о победе в извечных проблемах Крыма пока очень преждевременно.

Среди крымчан широко распространено мнение о том, что за все годы пребывания Крыма в составе Украины полуостров выступал этакой коровой, которую доили и практически ничего не вкладывали взамен. Даже крымские парламентарии после референдума признавались, что еще год назад только в высшие эшелоны власти в Киев из Крыма ежемесячно уходило по два миллиарда гривен, полученных коррупционным путем.

При том что госбюджет Украины никогда не покрывал потребности Крыма в необходимом объеме. Субвенцию в размере 900 миллионов гривен (примерно 2,7 миллиарда рублей), «выбитую» премьером Василием Джарты в 2011 году, власти Крыма преподносили как манну небесную: по заверениям чиновников, «такую сумму Крыму выделили впервые за все годы независимости Украины». По возможностям бюджета РФ сумма солидная, но не сверхбаснословная. А вот в соответствии с федеральной целевой программой социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя до 2020 года из федерального бюджета РФ и других источников полуострову выделят 681 миллиард рублей, в то время как при Украине на подобную программу хотели потратить всего 44 млрд гривен (эквивалентно 132 млрд рублей). Как говорится, почувствуйте разницу.

Отсталость в развитии Крыма видят и туристы из материковой России, считающие, что по уровню развития Крым остался если не в СССР, то в смутных 90-х. С начала этого года Крым посетило почти 3,7 миллиона туристов, которые, по данным Министерства курортов и туризма, принесли казне республики 77 миллиардов рублей. При этом и жители, и гости полуострова прекрасно понимают: был бы построен мост через Керченский пролив, и отдыхающих, и поступлений было бы куда больше.

Российская символика — ходовой товар. Фото: Максим Головань

Цены растут, но и пенсии тоже

Разумеется, простых крымчан волнуют не только общие объемы государственной поддержки, а скорее конкретные бытовые вопросы, связанные с качеством жизни и уровнем доходов населения. Мнения на этот счет у крымчан разнятся, но в целом количество довольных переменами граждан доминирует. В новых реалиях в Крыму существенно выросли доходы у двух категорий граждан — пенсионеров и работников бюджетной сферы. По данным Пенсионного фонда РК, средний размер трудовой пенсии в Крыму ныне составляет 10 669 рублей, в то время как в марте 2014 года эта сумма при пересчете с гривны составляла 5300 рублей. До 17 600 рублей с лишним в среднем возросли пенсии и у военных пенсионеров и пенсионеров силовых структур. Если учесть, что в Крыму на два миллиона жителей приходится 549 тысяч пенсионеров, то можно сделать вывод, что поддержка пришла практически в каждую семью.

— От возвращения Крыма в состав России и у меня, и у большинства людей, с кем я общаюсь, в основном только положительные эмоции, — говорит жительница села Белоглинка Симферопольского района Крыма Татьяна Фиронова. — Чего стоят перемены в системе медицинского обслуживания. Недавно моя подруга сломала ногу, так ее в больнице бесплатно пролечили, а при Украине наши врачи и с места бы не сдвинулись, пока не заплатишь! Продукты питания российские завозят, так по качеству они намного лучше украинских. Конечно, печалит, что цены на них тоже выросли. Например, перед Новым годом килограмм говядины стоил 30 гривен (90 рублей. — Авт.), а сейчас 200–300 рублей за кило мяса хотят! Дороговато для нашего кармана. Но в целом за последние полгода у меня мировоззрение, конечно, поменялось. Раньше мы думали так: в случае заварухи пускай на Крым нападают все кто хочет, сопротивляться и воевать за Украину мы не будем. А сейчас, если кто-то будет угрожать нам в составе России, встанем как один на ее защиту, я первая пойду! Такой вот подъем у людей.

Соседка Татьяны, 58-летняя Елена Шевченко, в то же время затрудняется сказать, стало ли ей лучше или хуже жить.

— Мало времени прошло после «крымской весны», — поясняет пенсионерка. — При Украине моя пенсия была больше тысячи гривен. Немного, но хватало. Сейчас моя пенсия больше восьми тысяч рублей: больше, чем было, но как-то потребности стали другими. Продукты подорожали сильно, да и внучку нужно тянуть, оплачивать ей учебу в институте. Она живет без отца, учится на коммерческой форме, помогать тяжело, но надо. На мой взгляд, глобально о переменах судить пока рано: мы только вступили в Россию, а уже многого хотим! Так не бывает.

По информации министерства экономики Крыма, с начала года цены на продукты питания в Крыму выросли на 28,9% (в целом по РФ рост составил 6,9%). В текущем году цены на молоко свежее, сыр и творог выросли соответственно на 15,9 и 18,4%. Практически в два раза подорожало мясо, на четверть выросла стоимость хлебобулочных изделий, круп, рыбы и морепродуктов. Но, несмотря на страшилки украинских СМИ о «пустых полках в магазинах» и «толпах голодающих», Крым был и остается обеспечен продуктами. Да и не все жители считают рост цен на продукты критическим.

— Меня цены на продукты не особо пугают. К их постоянному росту я уже привыкла, но ведь и уровень доходов поднялся, — считает 29-летняя домохозяйка Ольга З. из Симферополя. — Например, у мамы была пенсия в 1400 гривен, стала 10 000 рублей, муж получал пенсию по инвалидности в размере 893 гривен, сейчас дают 7000 рублей — хоть на что-то можно рассчитывать. Единственное, что сейчас настораживает, — не знаю, какими будут в 2015 году размеры детских пособий. Мы ждем ребенка и, конечно, переживаем за господдержку. Вообще главное, что в Крыму и России войны нет, а все финансовые трудности перемелются.

Бюджетники — в фаворе, частники — в пролете

Расправлять плечи и строить планы на будущее стали и бюджетники, которым повысили зарплату. Так, по подсчетам министерства экономического развития Крыма, средние номинальные зарплаты в государственном управлении и сфере обязательного соцстрахования составляют 19 979 рублей, работники отрасли образования в среднем получают 19 543 рублей, а медики и работники соцпомощи — 17 600 руб.

— Безусловно, бывшие и нынешние зарплаты для нас это небо и земля, — говорит учитель Мирновской сельской общеобразовательной школы №2 Симферопольского района Наталья Крыжко. — Зарплата у каждого зависит от количества учебных часов и бонусов, которые начисляются учителю. Если выполнять учебный план и активно участвовать в жизни школы, что мы и делаем, то может и 17 тысяч рублей выйти в месяц. Если раньше жили от зарплаты до зарплаты, то сейчас деньги остаются и на себя, и это не может не радовать.

Впрочем, увеличение зарплат коснулось далеко не всех крымчан. Особенно это касается частных фирм и организаций, где царят свои правила и законы.

— У меня в начале года была зарплата 3000 гривен. После весны шеф перевел ее в рубли по курсу 3,0 и сейчас платит нам аккурат 9000 рублей. Зарплата прежняя, приятного здесь мало, а про обещанное повышение оплаты мы уже полгода слышим, — жалуется 30-летний работник одной из частных фирм Симферополя Андрей Лазутьев (фамилия изменена по его просьбе). — Страна поменялась, а принцип у руководства, как и у многих частников, неизменный: что-то не нравится — с вещами на выход!

С вещами на выход рискуют отправиться и те жители полуострова, которые снимают жилье, в частности, в Симферополе. С минувшего лета цены на долгосрочную аренду жилья в крымской столице взвинтили до небывалых прежде высот. Если раньше благоустроенная однокомнатная квартира ежемесячно обходилась в 6–8 тысяч рублей в месяц, то с минувшего лета владельцы жилья ломят цены за прежние варианты в 15–20 (!) рублей. По меркам средних доходов крымчан, сумма непомерно завышенная. Причин скачка цен и риелторы, и квартиросъемщики называют две: это беженцы с Донбасса, которые расхватали самые дешевые варианты, и командированные россияне, в частности, работники военных и силовых ведомств, направленные работать в Крым, для которых 20 000 за квартиру — приемлемые деньги.

С 1 октября в Крыму выросли и тарифы на коммунальные услуги. Отопление, водоснабжение, канализация, электроэнергия для потребителей выросли на 10–15%, что также ощутили на себе потребители.

— Повышение тарифов на электроэнергию произошло на 15%, рост тарифов на воду и водоотведение и теплоснабжение составил до 10%. Сейчас население по воде и теплу платит от 40 до 70% стоимости услуг, оставшуюся разницу компенсирует бюджет, но он ведь тоже не бесконечен. А по электроэнергии люди платят около 20% от ее реальной стоимости. Ставится ориентир к концу 2017 года перейти к экономически обоснованным тарифам. Конечно, рост тарифов это вынужденная мера, ведь от хорошей жизни тарифы не повышаются, — считает и.о. председателя Госкомитета по ценам и тарифам Республики Крым Ольга Игошина.

Но, несмотря на нюансы и коллизии, связанные с оплатой коммунальных услуг населением полуострова, власти Крыма заверяют, что все объекты жилищно-коммунального хозяйства Крыма к отопительному сезону готовы. Мол, для встречи холодов и жилфонд подремонтирован, и газа хватит. В преддверии зимы, глядя на своих бывших соотечественников в соседней стране, крымчане шутят: «Пусть скачут. Мы москали и этому рады».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах