«Спотыкаешься» уже на первой странице документа, где написано, что проект программы госгарантий сформирован на основе стандартов медицинской помощи, — сообщает Эдуард Гаврилов. — Но этими стандартами сейчас охвачено не более трети самых распространенных заболеваний (от 9,5 тысячи) и лишь 17,2% заболеваний, требующих стационарного лечения. Следовательно, федеральная программа, как и территориальные, никак не может быть сформирована на законодательно установленных стандартах медицинской помощи, поскольку эта работа далека от завершения. Очевидно, что программа сформирована «по привычке», с оглядкой на прошлые дефицитные тарифы. Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости срочного принятия стандартов медицинской помощи и обращались по этому поводу в Минздрав России. Но внятных ответов не получили. А отсутствие стандартов препятствует объективным расчетам тарифов на медицинские услуги в российских регионах».
Проект предполагает искусственное и существенное снижение числа госпитализаций россиян в стационары. Что автоматически приведет к еще большему сокращению коечного фонда и поставит больницы под угрозу закрытия, в первую очередь сельские больницы. Да, очень важно развивать первичное звено здравоохранения, открывать дневные стационары. Но... Имеющим полис ОМС хорошо известно, что поликлиники сегодня не справляются с потоком больных. А в дневных стационарах не хватает около 29 тысяч мест.
В проекте программы говорится, что при формировании территориальных программ госгарантий должны учитываться климатические и географические особенности региона, транспортная доступность медицинских организаций, а также особенности половозрастного состава населения регионов. Но как это делать на практике? В пояснительных материалах к проекту такая информация отсутствует. До сих пор Минздрав России так и не выполнил законодательно установленные полномочия и не издал требования к размещению медицинских организаций с учетом потребностей населения.
Понятно, что больницы и поликлиники должны располагаться там, где есть дороги. Но дороги есть не везде, и добраться до медицинских организаций сложно. Да и фельдшерско-акушерские пункты, сельские больницы, роддома закрываются. Можно с уверенностью сказать, что потребности населения оставшиеся медучреждения покрыть не смогут... Документ практически ставит крест и на проведении полноценной профилактической работы среди населения. Вместо роста средств, направляемых в первичное звено здравоохранения, мы видим увеличение на 13,5% стоимости вызова скорой медицинской помощи. То есть ни о каком приоритете профилактики и раннего предупреждения осложнений тех или иных заболеваний речь не идет.
И система ОМС скукоживается. Уже в будущем году предполагается ограничить рост подушевого норматива финансирования системы обязательного медстрахования. Постановлением Правительства Российской Федерации №932 (от 18 октября 2013 года) норматив на 2015 год установлен в размере 8 тысяч 481,5 рубля на одного застрахованного в год. Из этого расчета в среднем оплачивается бесплатная медпомощь для каждого гражданина с полисом. По новой программе госгарантий в 2015 году размер подушевого норматива планируется ограничить на уровне 8 тысяч 260,7 рубля на одного застрахованного, что на 220,8 рубля (на 2,5%) меньше, чем планировалось.
Это ставит под сомнение возможность компенсировать все расходы медицинских организаций, включая рост зарплаты медработников. Регионы будут вынуждены закрывать медучреждения, сокращать медработников, уменьшать затраты по другим статьям расходов — на оплату коммунальных услуг, закупку лекарств, перевязочных средств, питание больных. С таким подходом скоро в стационарах больные снова услышат от врачей: «Лекарства купите сами, принесите с собой простыни, полотенца, посуду».