Один из постоянных читателей «МК» прислал нам несколько любопытных документов, которые являются яркой иллюстрацией уровня интеллекта и стратегического мышления нашего политического истеблишмента.
Итак, есть задача: цены на нефть снижаются, доходы казны скудеют, резервный фонд таит. Как пополнить бюджет? Можно, конечно, либерализировать налоги в производственном и аграрном секторе экономики, дать все возможные преференции бизнесу. Но это все слишком мудрено и долго ждать отдачи. То ли дело – усилить налоговую нагрузку на предпринимателей, поднять таможенные пошлины и – оп-ля, денежки потекли!
Наверно, именно так думали в правительстве, когда решили, что детские подгузники – один из самых востребованных товаров среди этой категории потребителей – больше не нуждаются в государственных льготах.
Подгузники в большинстве своем импортные, у нас в России, конечно, их тоже производят, но они сильно уступают импортным по качеству, гигиеничности и так далее. В общем родители и их чада предпочитают импортный товар. И до сих пор подгузники завозились в Россию под кодом «детские товары», и у них были пониженные таможенные пошлины – 5 процентов вместо 10, как у прочих «взрослых» товаров, и льгота по НДС – 10 % вместо 18 %.
На «детство» в России всегда были льготы. Но с 15 октября детские подгузники приравняли к женским прокладкам, потому что, оказывается, и там, и там есть впитывающая ткань – абсорбент. А какая-то светлая голова в правительстве решила, раз есть абсорбент, то никакой скидки вам от таможни не будет. Хотите скидку, покупайте без абсорбента. После этого детским подгузникам поменяли таможенный код, и пошлина сразу выросла в 2 раза – до 10 %, а НДС стал 18 %. Абсорбентам и с НДС не повезло. В результате, по оценкам импортеров, это приведет к повышению розничной цены в среднем от 10 до 20 %. Не забывайте, что еще и курс валюты растет.
– Мы импортируем японские подгузники, – рассказывает Алексей, владелец одной из компаний, занимающейся поставками детских товаров. Раньше розничная цена в среднем составляла 500 рублей за пачку, но сейчас после всех этих нововведений только себестоимость пачки вырастет до 590-600 руб. Естественно, нам тоже придется поднимать отпускные цены, за нами и торговля пойдет на эти меры, никто не станет работать себе в убыток.
– Кто принял это решение?
– Нам на таможне предъявили Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 сентября 2014 г. N 156 «О классификации подгузников детских одноразовых по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза». Подписан документ председателем коллегии Виктором Христенко. Там сказано, что подгузники детские и пеленки, имеющие в своем составе впитывающие материалы, меняют таможенный код. Теперь их объединили с женскими прокладками и гигиеническими тампонами.
– Получается, подгузники исключили из списка детских товаров?
– Нет, они так и остались детскими, но в таможенной декларации их приравняли к взрослым товарам. Вообще мы сейчас как раз занимаемся растаможиванием большой партии товара и видим, что творится на таможне. Им сверху спустили колоссальный план собираемости, так что подгузники – это еще цветочки, а ягодки – впереди.
В заключение хочется добавить лишь то, что рынок детских подгузников в России совсем немаленький – эксперты оценивают объем средств почти в 1 млрд. долларов. Ведь сейчас ежегодно в стране рождается около 1250000 детей. И всем им по крайней мере до 3 лет каждый день нужны подгузники. Мамы утверждают, что как минимум по 2-3 пачки в месяц. Так что в казну набежит неожиданно с детских неожиданностей совсем немало.