Ведь все прочие «деятели культуры» молчат себе в тряпочку, альтернативы в мнениях нет. А как однажды очень точно выразился артист Максим Суханов — «люди искусства обязаны быть в оппозиции к власти, и чем больше будет разных и несогласных мнений, тем интереснее будет существование той же власти».
А пока мы звоним не менее скандальному художнику — известному идеологу «Монстраций» Артему Лоскутову.
— Артем, иногда между актуальным художником и «простым народом» лежит пропасть, — может имеет смысл объяснить те или иные смысли акционизма?...
— Полагаю, он и сам объясняет это всякий раз каким-то сопроводительным текстом. У него есть своя позиция, свой взгляд на акционизм, — он пытается отобразить нынешнюю эпоху через свои жесты... эта традиция в русской культуре существует довольно давно. И в первую очередь в литературе: лучшие произведения наших лучших писателей о том, как всё у нас в стране плохо, какие мы все бессильные перед негативом. Тотальный трагизм. И вот Павленский выбрал этот метод и его последовательно реализует.
— Так это больше, психиатрия или искусство?
— Вроде экспертизы ничего такого не подтверждали... Я сам с ним знаком: он образованный, грамотный и довольно спокойный парень. Ну выбрал себе такой метод... мне этот метод не нравится. Я его не разделяю, мне хотелось бы другого искусства, более вдохновляющего, чем такого пессимистичного. Но самого Павленского я уважаю и хорошо к нему отношусь.
— Мне жалко, в данном случае, его самого: в следующий раз он отрежет себе руку...
— Руку вряд ли. Я, собственно, не знаю — велика ли потеря в этот раз, что именно он себе отрезал и тяжело ли жить без мочки уха. Резонанс от отрезания этого кусочка намного превосходит потери Павленского. И я думаю, он это понимает.
— И шокировать нас не будет...
— Опыт показывает, что был известный венский акционизм, который не остановился на маленьких кусочках, зайдя довольно далеко. Смертей не было, но были достаточно серьезные увечья.