Пожелаем Елизавете II здоровья и долгих лет жизни. Хотя, надо признаться, что 88-летняя королева на здоровье не жалуется и доктора к ней вроде не бегают. Она по-прежнему вручает своим наиболее отличившимся подданным разнообразные награды, дает аудиенции, принимает гостей и ежедневно знакомится с делами государства. Кроме того, регулярно ездит по городам и весям своего королевства, чтобы разрезать очередную ленточку, а главное, пообщаться с самыми разными людьми и узнать, как им живется. Занятие это она явно любит.
На днях, вручая орден одному из бывших министров, она сказала, что постоянная занятость не дает ей вспоминать о возрасте. Тем не менее годы, видимо, берут свое, потому что в последнее время королева все чаще делегирует кое-какие из своих государственных обязанностей (например, далекие заграничные путешествия) прямым наследникам — сыну или старшему внуку.
64-летний принц Чарльз, наверное, уже давно мысленно примеряет усыпанную бриллиантами корону британской империи, но пока ему приходится оставаться на вторых ролях. Между тем в последнее время из Букингемского дворца доходят упорные слухи, что если Елизавета окажется не в состоянии справляться со своими обязанностями, Чарльзу может быть присвоен титул принца-регента, что позволит ему фактически стать королем. Такой вариант предусмотрен британской конституцией. Последний раз регентство было установлено в 1811 году, когда психическое заболевание короля Георга III стало необратимым. Тогда регентом стал его наследник.
Но если принцу Чарльзу приходится с каждым днем все больше входить в курс государственных дел, то у его старшего сына, числящегося вторым в очереди к престолу, еще есть время на работу по специальности и устройство личной жизни. Чем принц Уильям, очевидно, и решил заняться.
Правда, почти каждый его шаг моментально обрастает слухами и домыслами. Так, весть о том, что Уильям возвращается на летную службу, возбудила воображение интернет-сообщества. Тут же возникла версия, что внучек якобы разругался с бабушкой и решил сложить с себя обязанности наследника. Но вскоре выяснилось, что решение Уильяма получило полное бабушкино благословение. Елизавета не только поддержала идею внука стать пилотом вертолета медицинской «скорой помощи», но и подарила ему просторную усадьбу «Анмер холл», расположенную на территории королевского «охотничьего хозяйства» Сэндрингхэм. Оттуда до аэродрома Кембриджа, где базируются «летающие медики», рукой подать.
Английская авиационно-медицинская служба — благотворительная организация, существующая на пожертвования сотен тысяч обычных граждан. Зарплаты скромные — Уильяму, например, назначили 41 тыс. фунтов в год. Это меньше, чем зарабатывает водитель лондонского черного кеба и вдвое ниже зарплаты участкового врача. Хотя в данном случае размер жалованья не имеет значения, поскольку герцог Кембриджский отказался от вознаграждения.
Напомню, что до рождения маленького Георга принц целых семь лет служил в королевских ВВС Британии и в качестве пилота поисково-спасательной службы налетал на вертолете более 1300 часов. Причем район ему попался совсем не простой — север Уэльса, где Ирландское море отличается особенно крутым нравом. Так что часы, проведенные в небе, вряд ли были веселой прогулкой для внука ее величества. Но, как не раз признавался сам Уильям, она была ему по душе.
По словам его пресс-секретаря, «герцог считает эту работу хорошим способом служения обществу, ведь ее смысл — помогать людям в самые трудные минуты их жизни». К своим новым обязанностям Уильям приступит будущей весной. Контракт заключен на 2 года, но может быть продлен.
Еще один нелепый слух возник сразу после официального объявления о новой беременности Кейт. То, что информацию распространили накануне шотландского референдума, было воспринято в националистически настроенных кругах Эдинбурга и Глазго как форма давления на сторонников независимости.
На самом деле, как рассказали мне в секретариате герцога, причина заключалась в том, что Кейт, как и в случае с первым ребенком, очень трудно переносит начальную стадию беременности. В связи с чем ей пришлось временно отказаться от исполнения общественных функций, которых у герцогини уже немало. Объявив о беременности жены Уильяма, королевской канцелярии удалось избежать всяческих домыслов. Кстати, на днях Кейт сообщила, что надеется вернуться к своей общественной работе уже в конце октября.
Младший внук королевы принц Гарри тоже не сидит сложа руки. В сентябре в Лондоне по его инициативе впервые в Британии прошли масштабные спортивные игры Invictus, в которых приняли участие инвалиды недавних войн. Гарри, который уже дважды сам служил в Афганистане, рассказал, что хочет вернуть этим молодым еще людям веру в себя, в то, что они могут работать, иметь семью и быть счастливы в жизни. Для игр Invictus, на которые съехались ветераны из 40 стран, принц Гарри самостоятельно нашел спонсоров и был главным вдохновителем организаторов.
Очевидно, что оба молодых принца серьезно озаботились поиском своего места в жизни. Конечно, у каждого из них уже есть роль, доставшаяся по наследству. Старший станет в конце концов королем, младший будет герцогом и «работающим» членом королевской семьи. У них не будет проблем с жильем, денежным довольствием, слугами, охраной и загородными имениями. Но в ХХI веке одной только королевской крови недостаточно. Чтобы подданные тебя уважали, надо быть еще и яркой, привлекательной личностью. Кажется, над этим и задумались сейчас Уильям и Гарри.