Напомним, помимо Ромеро и ее коллеги в стационаре, в связи с возможным заражением Эболой, сейчас находятся ее муж, еще одна медсестра, и испанский инженер, вернувшийся недавно из Нигерии. Впрочем, как отмечает El Pais, инженер чувствует себя хорошо, а анализы медсестры дали отрицательный результат и ее вскоре планируют выписать.
Жертвой превентивных мер медиков может стать питомец семьи Ромеро — пес, на усыпление которого по запросу региональной администрации Мадрида судом уже выдан ордер, сообщает Associated Press. Представители властей в своем стремлении избавиться от собаки руководствуются данными исследований, согласно которым, в ее организме может находиться вирус. Представители испанского отделения организации по защите прав животных Animal Equality уже осудили судебное решение, обвиняя власти в том, что они «готовы пожертвовать животным даже без должной диагностики или хотя бы рассмотрения возможности о помещении его в карантин». Некоторые представители ученого мира также сочли решение об усыплении пса «чрезмерным» - например, доктор Питер Коуин из Университета Северной Каролины. «Нет свидетельств о том, что собаки могут способствовать распространению эпидемии», - отметил он. Однако, как подчеркивает испанский ветеринар и ведущий ток-шоу Карлос Родригез, за помощью к которому обращался муж Ромеро, наличие судебного ордера не позволяет повлиять на судьбу собаки.
Хотя сейчас испанцы и приняли все меры для купирования лихорадки на своей территории, а медучреждения в Европе позволяют эффективно изолировать зараженных, новые случаи заболевания на континенте неизбежны, уверена директор европейского отделения ВОЗ Жужанна Якаб. Это связано, в первую очередь, с активными поездками людей — в первую очередь, медиков, – в Африку и обратно. Напомним, что именно медработники составляют одну из главных групп риска: по долгу службы им приходится регулярно контактировать с зараженными людьми, подобно тому, как Тереза Ромаро ухаживала за двумя прибывшими из Сьерра-Леоне и Либерии миссионерами.
Однако даже там, где с лихорадкой вроде бы удалось справиться — например, в Нигерии и Сенегале, которые ВОЗ может объявить «свободными» от вируса уже на этой неделе, – людям необходимо соблюдать строгие меры предосторожности, отмечают медики. Речь, в частности, идет о том, что в организме мужчины, формально излеченного от Эболы, вирус может оставаться жизнеспособным на протяжение 70-90 дней — в семенной жидкости. «Разумеется, выжившим рекомендуется использовать презервативы, избегать незащищенного секса на протяжение 90 дней», - цитирует Fox News ученого Питера Пайота, участвовавшего в открытии вируса Эбола в 1976 году. При этом, считает Пайот, срок в 90 дней — это компромиссная мера, для перестраховки же можно увеличить его вдвое. Напомним, что формально ВОЗ может объявить территорию какой-либо государства «свободной» от заболевания, если на протяжении «двойного» инкубационного периода в стране не будет зафиксировано новых случаев заражения. В ситуации с Эболой речь идет о 42 днях (инкубационный период составляет максимум 21 день).