Идеологией нового закона «Об образовании» в отношении учебных заведений стал лозунг «Обогащайтесь!». Правда, когда впервые с аналогичным призывом к советским крестьянам обратился член ЦК ВКП(б) Бухарин, для тех, как, впрочем, и для него лично, это закончилось плохо. Но сейчас расклад другой.
В соответствии с духом и буквой нового закона власти официально разрешили школе зарабатывать на учениках, фактически приравняв обучение к бизнесу, а образование и вовсе перекрестили в «образовательную услугу». Позже, правда, под сильнейшим давлением общественности и педагогов от этого термина отказались. Но и тогда идея превращения школы в площадку, где не только учат детей, но и зарабатывают на них, представлялась разработчикам благотворной и утешительной.
Возразить на это можно было лишь одно: новая теория не соответствует истине, о чем при обсуждении законопроекта твердили оппоненты. Но думское проправительственное большинство закон все же приняло. И случилось то, что не могло не случиться. Едва закон вступил в силу, как школа кинулась зарабатывать, а родители — жаловаться на поборы. Темой №1 быстро стал перевод школьной продленки на платные рельсы. И Минобрнауки пришлось рассылать по городам и весям инструкции, как «правильно» читать статьи, касающиеся оплаты за продленку, а «Единая Россия» — проводить селекторные совещания в попытке обуздать рост цен, накручиваемых за нее школой.
Информация с мест и в самом деле шокирует. Не требуют с родителей оплаты за пребывание детей в группах продленного дня лишь в трети российских регионов. Еще столько же четкой позиции не выработали и держат семьи в напряжении. А вот около 30 территорий уже озвучили условия оплаты, да еще какие! «Это не просто высокие, а неадекватные, заоблачные цены, — охарактеризовал ситуацию член думского Комитета по образованию Владимир Бурматов. — В некоторых регионах они доходят до 20–30% средней зарплаты, и это за одного ребенка!»
Действительно, цены сентября составляют 6–10 тысяч рублей за месяц. Причем абсолютный максимум показала Москва, на которую, к слову сказать, приходится подавляющее большинство жалоб семей, — 17 тыс. рублей в месяц за одного ребенка. Причем квитанций на эти чудовищные суммы не выдают, а родители со ссылкой на директоров своих школ рассказывают, что те собирают с них эти деньги «по указанию сверху».
К сожалению, установить, так ли это, на селекторе не удалось: сказавшись занятым на более важных мероприятиях, руководство столичного Департамента образования от участия в обсуждении отказалось. Невыясненным осталось, было ли в принципе решение департамента о переводе московской продленки на платную основу. Но в думском Комитете по образованию и в Минобрнауки настаивают, что в соответствии с п. 8 ст. 66 закона «Об образовании» «устанавливать плату, взимаемую с родителей за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и ее размер» вправе только «учредитель образовательной организации». А в Москве это именно Департамент образования.
В любом случае проблему взимания платы за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня надо решать быстро. И потому, что фактически она касается каждого третьего младшего школьника России: по данным Минобрнауки, в прошлом учебном году по стране было около 80 тыс. групп продленного дня, куда ходили чуть менее 2 млн детей — 13,7% от их общего числа, или 29% учащихся начальной школы. Но, главное, это необходимо сделать потому, что средства на продленку с самого начала были заложены в бюджет образования, войдя составной частью в норматив финансирования школьников. Таким образом, то, что дерут с родителей в школах, — реальная попытка получить оплату дважды. Родители, как и прежде, должны платить только за питание на продленке.