— Каким вам запомнился дед?
— Помню его говорящим стихами, думающим стихами, вспоминающим стихи и постоянно жаждущим творческого процесса. Состояние творческого полета было его нормальным состоянием. Без стихотворного процесса он физически заболевал. Если мы с папой заставали его в глубокой печали, то объяснение было коротким: «Вчера был бездарный день». Основным его состоянием было создание стихов. Самозабвенная отдача творческому процессу производила на меня глубокое впечатление с раннего детства. «Он поэт, ничего не поделаешь», — говорила моя бабушка, Евдокия Ивановна.
— Передался ли его талант детям и внукам?
— Безусловно. Таким же постоянным стремлением к творчеству генетически наделены его сыновья — Константин и Алексей, мой отец. Константин — художник, ныне живущий и работающий в Нью-Йорке. Он, как и отец, самозабвенный служитель искусства. Алексей посвятил жизнь науке. Он изобретатель по натуре, не знает выходных, постоянно находится в творческом процессе исследования и изобретения механизмов и устройств. Ну а стихами он любит шутить — рифмуя на ходу. Для меня также процесс созидания каждодневен. Я рада в него окунуться. Только он — очевидно, единственный — в физической жизни не причиняет боли, а наоборот, заглушает ее.
— Как ваша бабушка пережила арест мужа, оставшись с двумя маленькими детьми на руках?
— Перебирая семейные архивы, вспоминаю, как в детстве была поражена, прочитав надпись с обратной стороны фотографии, на которой запечатлены мой папа Алексей и его старший брат Константин, им пять и шесть лет. Аккуратным почерком карандашом с обратной стороны было написано два слова: «Без отца». Тогда никто не мог объяснить мне, что это значило. Смысл этой надписи пришел позже, спустя десятки лет. А тогда я слышала лишь уклончивый ответ бабушки: «Твой дедушка был тогда в местах не столь отдаленных». Я понимала, что это эвфемизм, но какое отношение он имел к нашей семье, не могла представить. Годами позже бабушка рассказала, что купила материал и сама пошила одежду сыновьям. Эта фотография была сделана для того, чтобы послать ее в лагерь, где дедушка находился в заключении с 1942 по 1947 годы. А потом ему еще предстояла долгая ссылка за 101 километр от Москвы. Возможно, эта фотография и воспоминания о счастливой довоенной жизни с семьей помогли ему выжить в условиях Сиблага.
И еще одна фотография. Дедушка с женой Евдокией Ивановной и сестрой Верой Федоровной. Две женщины удивительной и нелегкой судьбы. Только что закончилась война. Бабушка отработала всю войну в тылу инженером на оборонном заводе. Она одна растила двоих сыновей. Вера Федоровна — военный метеоролог. И поэт, приезжавший во время ссылки тайно в Москву встретиться с женой и сыновьями на квартире сестры. Еще одна фотография — дедушка в новой квартире на Ломоносовском, в рабочем кабинете. 1957 год, после ссылки, уже к нему пришел успех после песни «Оренбургский платок». В этой комнате во время учебы и работы в Москве жила и я. Очень скучаю по этому месту, по письменному столу поэта…
— Как вы встречаете 100-летний юбилей поэта?
— Работой и творчеством. В этом году поставила с моими учениками музыкально-театральный спектакль для детей и взрослых о детстве Моцарта. Появилась идея музыкально-литературного проекта на стихи замечательного современного писателя, поэта и философа Николая Бокова, сына сестры Виктора Бокова, живущего ныне в Париже. Музыку написал современный композитор Александр Павлов, живущий в Нидерландах, я выступаю в качестве пианиста. Изобразительное искусство нашей семьи будут представлять работы художника Константина, сына Виктора Бокова. Премьера состоится в следующем году в Европе. Этот международный проект объединит два поколения Боковых — детей и внуков, три жанра и четыре страны. Важно, что в 2014 году вышел 67-й том в серии «Великие поэты». Он посвящен поэзии Виктора Бокова и был моментально раскуплен. Над составлением сборника работал и мой отец Алексей. Он написал предисловие к этому изданию.