Конференция по защите образования от терроризма и экстремизма совпала с началом слушаний по делу девятиклассника, явившегося в феврале этого года в школу с ружьем и застрелившего своего учителя и полицейского. Процесс пройдет в Бутырском суде Москвы в закрытом режиме, так как подсудимому всего 15 лет, а по результатам проведенной экспертизы он признан невменяемым.
Со слов адвоката подсудимого известно, что расследование уголовного дела завершено, а материалы переданы в прокуратуру. (В отношении старшеклассника возбуждено уголовное дело сразу по трем статьям УК РФ: 206 — захват заложников; 105 — убийство; 317 — посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов.) Теперь суд должен принять свое решение: установить факт совершенного преступления и отправить подростка на принудительное лечение — соответствующее ходатайство прокуратуры готово. Между тем сам обвиняемый в суде свою вину частично признал, не согласившись, по словам адвоката, лишь с квалификацией обвинения (с чем именно, тот не уточнил).
В целом, по оценке адвоката, процесс продлится около двух месяцев. Однако для решения проблемы терроризма и экстремизма учащихся в целом потребуется много больше времени.
По последним данным Московского института развития образования, едва ли не каждый пятый опрошенный (19%) отмечает «агрессивный национализм сегодняшних подростков». Это свидетельствует о крайней сложности ситуации и требует срочных мер — четких и выверенных. А что получается реально?
Противодействие терроризму, подчеркнул представитель Национального антитеррористического комитета Николай Синцов, это в первую очередь борьба с его идеологией. Легче всего клюет на нее молодежь. Поэтому, чтобы не допустить ее разобщения и в качестве массовой прививки толерантности, было принято решение ввести в российских школах обязательный курс истории основных религий нашей страны и светской этики. Другими словами, хотели «как лучше».
Но получилось «как всегда»: «Курс был повсеместно включен в программу в 2011 году. Однако к этому времени произошел отход от первоначальной идеи изучения всеми школьниками единой истории религий к принципу «родители выбирают один из близких им модулей». А такое изменение содержания предмета не сплотило, а раскололо классы, принося, таким образом, не пользу, а вред», — констатировал Синцов.
Вызывают вопросы и некоторые другие предложенные механизмы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Например, упомянутое первым замглавы аппарата Национального антитеррористического комитета Евгением Ильиным «формирование отрядов волонтеров по предупреждению терроризма в молодежной среде». У ветеранов свои идеи — растить молодежь бдительной. Подтверждение тому — история, рассказанная на конференции представителем ветеранской общественности Расимом Акчуриным:
— После взрыва в железнодорожном экспрессе в вагон московского метро вошел представитель одной из кавказских республик с баулом. Но наши люди стали слишком толерантными, и никто не спросил его, что лежит в бауле. Правда, на следующей остановке все, кроме него, из вагона вышли.