Напомним, во время недавнего визита Владимира Путина в Монголию, он посетил музей в Улан-Баторе, где есть экспозиция, посвященная великому российскому полководцу. Там президенту России показали военный мундир Георгия Жукова и, якобы, подлинную звезду Героя Советского Союза, которая была вручена ему за победу на Халхин-Голе.
Как утверждали представители музея, ее, а также другие подлинные награды маршала, якобы, в свое время передали на хранение своим коллегам из Монголии сотрудники Центрального музея Вооруженных сил СССР. А в самом советском музее остались искусно выполненные муляжи этих наград маршала. По озвученной монгольскими хранителями легенде, такой чести улан-баторский музей удостоился из-за того, что так захотели члены семьи Жукова, поскольку вместе с ним во времена Халхин-гола жили в ставке и с тех пор сохранили привязанность к Улан-Батору.
«Неужели и правда Звезда Героя, врученная народному любимцу, который привел нашу страну к победе в Великой Отечественной войне, была отдана пусть и дружественному, но все-таки иностранному государству?» - такие или подобные вопросы от наших читателей с просьбой «разобраться в вопросе» поступают в «МК» теперь практически каждый день.
За разъяснениями мы обратились к директору Центрального музея Вооруженных сил РФ Александру Никонову. Он ответственно заявил: утверждение его монгольских коллег не может быть правдой - награды Жукова никогда никуда не передавались, тем более на постоянное хранение. Сегодня все они находятся в России.
- Сам Георгий Константинович передать свои награды в улан-баторский музей не мог, поскольку, когда он был жив, он их носил. После его смерти, а произошло это в 1974 году, согласно действующего тогда законодательства, все награды маршала были сданы государству. Позже, по решению президиума Верховного Совета СССР, через главное управление кадров Минобороны СССР, все награды Георгия Константиновича, в том числе, два ордена Победы, а также другие его советские и иностранные ордена и медали, были переданы в Центральный музей Вооруженных сил СССР. Об этом свидетельствуют хранящиеся в фондах нашего музея документы, а также различные экспертизы, проведенные, в том числе, в Пробирном надзоре, - рассказал «МК» Никонов.
По его словам, передача госнаград происходила через военкомат в строгом соответствии с записями в личном деле маршала, где есть полный список всех полученных им орденов и медалей.
Вместе с тем, как пояснил директор ЦМ ВС РФ, положение об обязательной сдаче государству наград маршала или офицера в случае его смерти, действовало до 1977 года, после чего родственникам разрешили оставлять их у себя.
- Родственники Жукова могли передать в другие музеи, в том числе и в монгольский, различные памятные знаки или медали, врученные ему другими государствами, которые остались у них после обязательной передачи его госнаград. Но в данном случае речь может идти, еще раз подчеркну, только о каких-либо памятных наградах, которые, возможно, вручались Жукову иностранными государствами в связи с какими-то датами. То есть, речь здесь никак не может идти о его государственных наградах. А утверждение, что в Монголии хранится его подлинная звезда Героя, можно расценивать только как некое недоразумение. Все подлинные награды Жукова экспонируются в Центральном музее Вооруженных сил РФ в зале Победы, где любой желающий может их увидеть, - сказал Никонов.