Ответ на этот и многие другие горячие вопросы наших читателей в режиме прямой линии «МК» дал главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С.Пучкова, д.м.н., профессор Николай ПЛАВУНОВ. А заодно Николай Филиппович ответил и на вопросы редакции.
И первым, конечно, был вопрос: почему «скорая» сегодня выезжает далеко не по каждому звонку и тем более далеко не всех «желающих» госпитализирует?
«Скорая — служба экстренная, и не по каждому недомоганию нужно вызывать бригаду»
— Почему больную с приступом (у нее хроническая почечная недостаточность) отказались госпитализировать, так как у нее не было температуры. И действительно ли есть такой приказ (указ, распоряжение), что без температуры нельзя забрать человека в больницу? — спрашивала наша читательница
— Хотелось бы знать, когда вызывали «скорую», какие симптомы были у человека в момент обращения, — начал Николай Филиппович. — И тогда можно объективно оценить действия бригады скорой помощи. Основанием для направления человека в больницу является одно — медицинские показания. Они включают в себя целый комплекс симптомов (в том числе и температуру), которые говорят об угрозе жизни и здоровью человека. Но отдельно рассматривать повышение температуры как основание для госпитализации — неверно. Возможно, у больной с хронической почечной недостаточностью не было других симптомов, при которых требуется лечение в стационаре. В любом случае пациент не остался без необходимой медицинской помощи: если его не доставили в больницу, то передали актив в «неотложку» или поликлинику.
Привыкнуть к тому, что не по каждому недомоганию нужно вызывать бригаду скорой помощи (как было раньше) — мгновенно не получается. У человека насморк, заболела голова, он тут же набирает 03 или 103. Хотя это не повод для приезда бригады. Скорая — служба экстренная. Если у позвонившего налицо угроза жизни — тогда в среднем за 14 минут бригада приедет к больному: никто, кроме специально обученного работника «скорой», за короткое время помочь не сможет. В этих случаях — самая жесткая форма контроля с нашей стороны, самые быстрые доезды бригад. И, естественно, госпитализация, если ее необходимость подтверждается.
Пациенту на заметку: нарушения сознания, дыхания, травмы, кровотечения, болевой синдром, термические и химически ожоги — эти и другие представляющие угрозу жизни поводы для вызова скорой медицинской помощи перечислены в специальном приказе Минздрава РФ, который регламентирует работу скорой. А неотложный повод — это когда нет угрозы жизни человека, а есть угроза его здоровью. В этих случаях не всегда требуется приезд бригады «скорой», достаточно неотложной помощи врача из поликлиники, чтобы локализовать ситуацию. Особенно, если речь идет о таких заболеваниях, как респираторная или кишечная инфекции, протекающие в легкой форме.
— Иногда позвонившие могут преувеличивать тяжесть своего состояния для того, чтобы приехала бригада именно скорой, — разъясняет наш эксперт. — В этом нет необходимости — неотложная помощь столицы так же, как и скорая, работает круглосуточно, полностью оснащена и укомплектована специалистами (врач-терапевт или педиатр). Сейчас количество таких бригад в отделениях неотложной помощи при поликлиниках только для взрослого населения — 95 и 81 — для детского.
— Но разве 176 неотложек при поликлиниках Москвы достаточно? Да и поликлиник как таковых в столице сегодня нет, есть филиалы амбулаторно-поликлинических центров. Так где находятся эти местные неотложки?
— Мы исходим не из количества поликлиник, а от потребностей москвичей в неотложной помощи и от количества вновь образованных амбулаторно-поликлинических центров. В Москве их 87 — 47 взрослых и 40 детских. В них работает 176 бригад неотложной помощи, каждая из которых за сутки выполняет более 20 выездов. Объем работы очень большой (в прошлом году сделали почти миллион выездов по звонкам горожан). С какой целью были разграничены скорая и неотложная помощь? Чтобы более эффективно помогать пациентам. Уже с 2011 года Департамент здравоохранения Москвы начал заниматься возрождением взрослой неотложки по месту жительства. Можно позвонить и нам по 03. Сотрудники нашей службы опрашивают позвонившего (есть специальные алгоритмы вопросов, их 59 по разным поводам обращения). И по ним определяется повод для вызова и его срочность.
Уже на этом этапе понятно, нужна человеку «скорая» или нет. Если нужна, бригада едет, если повода для экстренной помощи нет, мы переключаем звонок на неотложку по месту жительства. Сегодня около 15% входящих звонков адресуем неотложкам; 15% позвонивших консультируем (для этого специально создан врачебно-консультативный пункт, в нем работают 10 врачей: семь — для взрослого населения и три врача-педиатра консультируют по проблемам детских заболеваний); а в 70% случаев выезжаем по вызовам сами.
— И с вызовами для детей такая же схема работы?
— Примерно такая же: по обращениям родителей мы также оказываем детям консультативную помощь (по такому же принципу работают все «скорые» в Европе). В нашем городе детская неотложка работает уже лет пятнадцать, и о ней у населения больше информации. И если к нам на скорую позвонит ребенок, ему мы тоже окажем помощь.
На линии звонок читателя.
— Я инвалид первой группы, у меня стероидный васкулит. И раз в год нужно внутривенно капельно ставить катетер. В скорой в этой манипуляции мне отказали. Пришлось вызывать платную «скорую», что накладно, так как стоит процедура 9 тысяч рублей. Курс лечения назначил Эндокринологический научный центр.
— Это плановое лечение. А «скорая» экстренно выезжает, когда есть непосредственная угроза жизни человека. Вам помощь должен оказать врач районной поликлиники. Я поговорю с главным врачом, чтобы вам бесплатно лечение организовали в рамках стационара на дому. Есть такой вид медицинской помощи, который должна оказывать поликлиника.
«У «скорой» нет цели снизить госпитализацию»
— Николай Филиппович, неотложки при амбулаторно-поликлинических центрах тоже работают круглосуточно?
— Конечно. Правда, об этом не каждый москвич знает. Более того, в поликлиниках есть списки так называемых маломобильных людей, которым помощь оказывается только на дому. Дома их осматривают врачи, консультируют, проводят лечение и даже диспансеризацию.
— Но поликлиническая помощь сейчас от людей отдалилась…
— Насколько мне известно, наоборот, возможности для пациентов значительно расширились. Важно, чтобы люди понимали: сделать КТ, МРТ, УЗИ экспертного класса, другие виды инструментальной или лабораторной диагностики теперь можно в амбулаторно-поликлинических центрах, для этого не нужно ложиться в больницу. Но есть категория людей, которые обращаются именно в скорую не только по нескольку раз в месяц, но и по нескольку раз в день без особых для того показаний. Кто-то надеется получить освобождение от работы. Но скорая не выдает больничных и не выписывает рецептов. Если брать нашу статистику, то каждый третий раз в год звонит в скорую помощь.
Мы принимаем все звонки, разъясняем, объясняем, консультируем. И, если есть показания, бригада обязательно поедет. Поэтому и негативные обращения в наш адрес сведены к минимуму (в этом году, в сравнении с прошлым, меньше на 15%). Всего за год в среднем поступает до 4 млн обращений.
— Что вам помогает справляться с таким валом звонков и не нарываться на недовольство? В Москве все же более 12 миллионов жителей (только официально).
— Во-первых, ежедневно только на приеме вызовов у нас работает до 40 операторов. Во-вторых, в рамках реализации программы модернизации столичного здравоохранения, проводимой под руководством мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина и его заместителя по вопросам социального развития Леонида Михайловича Печатникова, для службы скорой приобретено более 8000 единиц нового медицинского оборудования, заменены более 500 машин скорой медицинской помощи. Сегодня нет ни одного автомобиля «скорой», который бы находился на линии выше нормативного срока эксплуатации. Все они оснащены кондиционерами, а в зимнее время — обогревателями. То есть они соответствуют ГОСТу санитарного автомобиля. Безусловно, все это повлияло на качество услуг «скорой» и на реакцию на это жителей столицы.
— Сегодня меньше пациентов госпитализируете? Раньше особенно люди пожилые воспринимали больницу как некий санаторий, где можно отлежаться и бесплатно получить помощь врача...
— Вся госпитализация должна производиться только по медицинским показаниям — это цивилизованная схема работы. И у нашей скорой нет цели снизить госпитализацию. Есть показания — госпитализируем, нет показаний — даем человеку рекомендации и обеспечиваем, если это необходимо, наблюдение врача из поликлиники для дальнейшего лечения. Это очень важный момент. Мы госпитализируем только в том случае, если есть угроза для жизни или угроза для здоровья. Это два критерия, по которым человека доставляем в стационар. А если помощь может быть оказана по месту жительства, то и лечиться нужно там. Сейчас для этого есть все возможности: можно обследоваться, есть дневные стационары, есть помощь на дому, круглосуточная неотложная помощь, когда врач придет по вызову.
Кстати, в связи с введением неотложек в округах, доля госпитализированных снижается естественным путем. Люди привыкают, что не нужно по каждому поводу набирать 03 или 103.
— А куда обращаться, если работа сотрудников «скорой» чем-то не устроила пациента?
— На нашей станции организована системная работа с обращениями горожан. Кроме того, с целью развития института публичных деклараций по поручению мэра Москвы С.С. Собянина создан интернет-проект «Наш город», где жители Москвы могут оставить свои отзывы о работе различных отраслей городского хозяйства, в том числе здравоохранения. По аналогии с проектом «Наш город» на сайте скорой (mos03.ru) создан раздел «Обращения», на который могут написать свои пожелания наши пациенты, и они обязательно получат ответ. Также на сайте имеется раздел «Отзывы», где посетители могут оставить мнение о работе наших бригад. Часть отзывов мы публикуем в Сети. Надо отметить, что большинство отзывов — это слова благодарности от больных или их родственников.
«До места ДТП наши врачи доезжают за 8 минут»
— Николай Филиппович, будет ли сокращаться число медработников в бригадах «скорой»? В прессе появилась информация о том, что в них не будет врача, а только фельдшер. А водитель станет выполнять роль санитара. Но еще сто лет назад в бригадах «скорой» были и врач, и фельдшер, и санитар.
— Количество медработников в бригадах «скорой» сокращать не планируем. А бригады у нас разные: есть врачебные — в них врач и фельдшер; фельдшерские (два фельдшера); специализированные (врач-специалист и два фельдшера). А функции санитара в «скорой» уже давно выполняет водитель: он помогает бригаде выносить больного на носилках для госпитализации. Ему за эту работу доплачивают.
— Известно, что утвержден специальный регламент для приезда «скорой». Удается ли его соблюдать в условиях мегаполиса?
— Есть некий ориентир: подстанция «скорой» должна размещаться так, чтобы в любую точку города можно было доехать в течение 20 минут. Мы от этого ориентира уже ушли — не можем себе позволить, чтобы больной ждал 20 минут. За счет того, что у нас есть система навигации, маршрут прибытия «скорой» к месту вызова прокладывается автоматически. Компьютер считает ориентировочно время доезда к пациенту. И сотрудники «скорой» стараются в означенное время уложиться. Это может быть 7 и 8 минут. Например, до ДТП доезжаем за 8 минут только благодаря тому, что создано 15 постов по ДТП. Сейчас их вполне достаточно. Есть также постоянно работающий вертолет (планируется их количество увеличить до трех).
А в среднем время ожидания «скорой» с 20 минут сократилось до 12–14 минут.
Скорая, понятно, не существует изолированно от города, и без мер, принимаемых правительством Москвы, улучшение показателей среднего времени прибытия бригад к пациентам было бы невозможно. Мэр Москвы Сергей Собянин с самого начала своей работы лично уделяет большое внимание вопросам транспортной доступности в городе. За короткий период времени произошло расширение дорог, формирование парковочного пространства, построены «вылетные» магистрали, выделены полосы для пассажирского транспорта, созданы современные транспортные развязки и эстакады — этим пользуются и автомобили 03.
А людям, нашим настоящим и будущим пациентам, я хочу пожелать благополучия и здоровья. Они могут быть уверены: врачи московской скорой всегда готовы прийти им на помощь.
А теперь — внимание!
Для вызова «неотложки» взрослым в каждом округе, кроме присоединенных округов, работают единые колл-центры (центры обработки телефонных обращений неотложной помощи). Их телефоны размещены на сайте скорой (http://mos03.ru/patients/) и на стендах в поликлиниках. О них можно узнать и по 03.
Устное обращение в адрес скорой можно оставить по тел. (495) 445-67-73 (в рабочее время). Или по справочным: (499) 445-01-02; (499) 445-02-13 (круглосуточно).
В экстренных ситуациях можно обратиться к дежурному администратору скорой, который работает и в выходные, и в нерабочие и дни.