В советское время было немыслимо, чтобы военнослужащие фотографировались на территории части, на учениях, с оружием, во время работы с секретной техникой! Сегодня же, благодаря камере, встроенной в каждый смартфон, такие снимки делаются во множестве и моментально улетают в интернет — в первую очередь, на странички в соцсетях. Там их просматривают друзья солдат, которые остались на гражданке, мамы, девушки и... враги!
Недооценивать нынешние возможности для распространения информации нельзя. Аналитики всех разведок мира давно оценили соцсети, как источник данных, и активно пользуются ими — как для поиска реальной фактуры, так и сырья для «фотожаб». Чтобы предупредить нежелательные утечки информации во всемирную сеть, депутат от КПРФ Вадим Соловьёв подготовил и представил на обсуждение коллегам по Госдуме законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». «МК» выяснил у депутата, что может получиться в итоге.
– Когда я служил в Советской армии, мы даже в письмах домой не могли упоминать ни имена и фамилии командиров части, ни фотографироваться с военной техникой на стрельбищах, в частях и т.д. — все это представляет собой не военную тайну, но разрозненную информацию, которую специалисты-аналитики недружественных стран могут свести воедино и сделать нужные им выводы, использовать для агитации, дезинформации — говорит Вадим Соловьев, – Сегодня же эта информация отправляется в интернет для всеобщего обозрения, и наносит ущерб безопасности нашей страны. Это нужно срочно взять под контроль!
– Военнослужащие смогут пользоваться интернетом, только в режиме чтения и просмотра, и не смогут писать в соцсети и постить фото?
- Нет, о запрете интернет-переписки речь не идет. Но то, что военнослужащие выкладывают в Сеть, должно контролироваться и, при необходимости, удаляться. В армиях зарубежных стран такой контроль ведется и никто не говорит о том, что это нарушает чьи-то права — все понимают, что вопросы секретности и распространения информации в век интернета приобрели несколько иную трактовку, нежели раньше.
– А как отделить «мух от котлет» - в смысле, невинную информацию от потенциально опасной? Кто будет этим заниматься?
– Я не вижу в этом проблемы — у нас всегда существовала система политруков, особистов — в их задачи входило «держать руку на пульсе» во всех смыслах. Сейчас они занимаются тем же, но Интернет пока не входит в их сферу внимания, а сделать это нужно.
– На какой стадии законопроект?
– Мы сейчас его дорабатываем, чтобы представить на обсуждения как коллегам по Думе, так и напрямую затрагиваемых им категорий граждан — военнослужащих и интернет-сообщество.