Как только в деле о катастрофе на Арбатско-Покровской линии впервые прозвучало название фирмы «Спецтехреконструкция», журналисты и следователи атаковали строительную компанию, ссылку на которую выдает Интернет. И — ошиблись адресом, поскольку попадали к монтажникам фасадов и дымовых труб, кровельщикам и прочим строителям
Мне неоднократно звонили из столичной прокуратуры, - говорит генеральный директор компании, - и всякий раз я объяснял ее сотрудникам, что никаких дел с московским метро мое предприятие не имеет.
Ошибка легко объяснима. Настоящую «Спецтехреконструкцию» днем с огнем не сыщешь. И это при том, что данной фирме доверили крайне ответственную работу в московском метро, для допуска к которой требуется множество сертификатов, дипломов и прочей разрешительной документации? А доверил не кто-нибудь, а генподрядчик — компания «Ингеоком», известная всем транспортным службам Москвы. «Секрет фирмы» «МК» раскрыл Валерий Собачкин, заместитель руководителя Независимого профсоюза работников метро:
- Скорее всего, «Спецтехреконструкция» относится к так называемым «смежным организациям». Об их существовании наш профсоюз узнал пару лет тому назад, когда работникам метро, занимавшимся ремонтом подвижного состава, стали поступать странные предложения. Руководство объявляло им, что у них есть возможность перейти в так называемые «смежные организации», при этом продолжая работать в метро — но формально с другим работодателем. Если сотрудник «подземки» отказывался, то с ним грубо говоря прощались. Причем эта схема наверняка появилась раньше — дело в том, что в наш профсоюз входят в основном машинисты и те, кто занимается поездами, а путейцы (работники Службы пути), уборщики и другие работники метро к нам не относятся. Смежные компании» - это проект Ивана Беседина, теперь уже бывшего начальника столичного «сабвея». В метро многие говорят о том, что наше руководство вообще хочет оставить в структуре подземки только машинистов и обходчиков путей, сделав их кем-то вроде контролеров, проверяющих работу бесконечных «смежных организаций». Причем вместе с ними в «подземку» пришли гастарбайтеры, чего раньше вообще никогда не было; пока они работают там лишь в качестве уборщиков — но кто знает, что будет дальше.
Косвенно эту версию подтвердил источник «МК» в столичном Департаменте транспорта, отметив, что и вчерашнее увольнение Беседина имеет куда более глубокую подоплеку:
Столичные власти уже давно были недовольны Иваном Бесединым, и слухи об его отставке ходили не первый год. Сейчас в метро работает Счетная палата РФ, и по слухам то, что она нашла в бухгалтерии «подземки», повлечет за собой еще не одно уголовное дело. Какие-то суммы там не были освоены вовсе, какие-то, напротив, расходовались откровенно на нецелевые нужды...Взять хотя бы скандальный тендер на сумму около 232 миллионов рублей на создание позитивного имиджа метро, объявленный в прошлом году: в уставе «сабвея» в принципе нет такой статьи! Кстати, такое возможно лишь благодаря тому, что вся информация о бюджете метро и его расходах является закрытой, хотя сама «подземка» существует на деньги налогоплательщиков, которым наверняка было бы интересно знать, куда идут их средства. Так что авария в метро стала лишь «последней каплей» в карьере Беседина в качестве начальника подземки. Что касается «смежных компаний», то здесь, вероятнее всего, речь идет о банальном отмывании денег: проще говоря, некие компании выигрывают тендеры на проведение ремонтных работ в метро, а потом нанимают...его же сотрудников (!!!), обученных и квалифицированных. Те привычно делают свое дело за зарплату метро, а оплата их труда от компании-подрядчика оседает в чьих-то карманах. Самое подлое здесь заключается в том, что сами работники «подземки» могут вообще не понимать, что происходит.
В пользу этой теории говорят несколько фактов: так, задержанный Анатолий Круглов, задержанный следователями, многие годы являлся сотрудником Службы пути московского метро. И фактически он остался там — просто поменял вывеску на кабинете, став директором по производству «Спецтехреконструкции». Понимал ли он, что происходит в подземке? Возможно — все-таки к этому обязывает его положение начальника. Чего не скажешь о втором задержанном, Алексее Трофимове — по словам его матери, Тамары Леонтьевны, ее сын никак не ожидал, что может стать фигурантом уголовного дела:

- Вчера к нему на работу пришли следователи, - говорит пенсионерка, - сообщили ему, что он задержан, и увезли. Алексей к этим работам в метро вообще никакого отношения не имел, он и подумать не мог, что так случится.
