«Моторы...» взревели уже в четвертый раз — этот слет стал традиционным. Организаторы прежние: известные московские коллекционеры, реставраторы автостарины Вячеслав и Людмила Лен, Государственный военно-технический музей в Черноголовке, музей «Боевого братства»... Главная изюминка этого уникального мероприятия тоже не изменилась: здесь демонстрируют подлинную технику времен Второй мировой войны.
На поляну слета-2014 из музеев и частных коллекций доставили более 100 автомобилей, мотоциклов, бронетранспортеров, танков, представляющих 12 стран — участниц войны. Столь внушительное количество ретротехники делает «Моторы войны» самым представительным военно-техническим историческим слетом в мире. При этом подавляющее большинство раритетов находятся в рабочем состоянии, некоторые из этих машин принимали непосредственное участие в боевых операциях Второй мировой.
Устроители включили в программу три военно-исторические реконструкции — «Бой с японцами на реке Халхин-Гол», «План «Барбаросса» и «Высадка в Нормандии». А для «гурманов» в первый день слета были проведены в окрестностях Ивановского два ралли в стиле ретро. По лесным дорогам участники на мотоциклах, Willys, «газиках», Dodge, штабных Horch и «Эмках» должны были одолеть трассу протяженностью 30 километров, максимально соблюдая заданное время прохождения нескольких контрольных пунктов. А другой, 20-километровый, раллийный маршрут таил на своих участках шесть замаскированных «секретов», которые участникам требовалось обнаружить.
Среди ретротехники, привезенной на нынешний слет, дебютировали несколько «уникумов».
Так, например, из Военно-технического музея в Самаре сюда привезли первый у нас в стране армейский джип «ГАЗ Р-1». Таких опытных образцов было сделано в 1941-м на автозаводе всего два. После проведенных испытаний в серию они не пошли — позднее сборочные цеха начали выпускать несколько измененный вариант армейского внедорожника под обозначением «ГАЗ-64». А эту пробную пару «боевых разведывательных автомобилей» (Р-1 располагал в кузове местом для установки пулемета и устройством для буксировки 45-миллиметрового орудия) отдали в подсобное хозяйство ГАЗа. Один джип уцелел — хотя и в очень плачевном состоянии — до наших дней. Летом прошлого года его случайно обнаружили любители автостарины (увидев необычного вида джип, они подумали поначалу, что это какая-то самоделка), и благодаря им уникальный «мотор» оказался в музейной коллекции. «На реставрацию машины ушло несколько месяцев, — рассказывает руководитель технического проекта Николай Хрипунов. — На этот «газик» даже не существовало заводских чертежей, пришлось восстанавливать его по сохранившимся фотографиям...»
Еще один редкий образец старой армейской техники тоже приехал на слет из Самары — японский мотоцикл с коляской Rikuo Type 97 образца 1934 года. «Этот японский «король дорог» (так переводится название) считается самым большим мотоциклом в мире, — рассказывает Вячеслав Шеянов, владелец коллекции из 93 мотоциклов. — Даже мне, человеку, чей рост превышает 190 сантиметров, на нем удобно сидеть. А ведь во времена Второй мировой средний рост японского солдата составлял всего 152 сантиметра! Как они с такой махиной управлялись?! Причем «дети Страны восходящего солнца», взяв за образец американский Harley, разработали свою, оригинальную машину. Планируя войну в Китае, они специально приспособили мотоцикл под условия боевых действий в Маньчжурии с ее илистыми, вязкими почвами. Например, вот здесь, слева позади водителя, у «японца» есть рычаг включения привода на колесо коляски...»