«Друг» - это картина Равиля Акмаева. Старая картина – еще 1996 года. Человек с собакой под дождем. А потом как-то в художественной лавке Равиль купил скульптурный пластилин.
«Пару лет назад осенью, дождь промозглый был, делать было нечего – рассказывает Равиль – Ну я и попробовал его вылепить. Сделал каркас, как я его понимал, вылепил. Потом выяснил, сколько будет стоить отлить «Друга» в бронзе. Показалось – дорого. Позже узнал, что сделать это могут в Харькове. Там скульпторов много хороших, и литейщики, соответственно, есть. Два года назад в лютый мороз, первого февраля поехал я в Харьков. И в деревне Русская Лозовая по дороге на Белгород отец с сыном Игорь и Стас Белицкие отлили мне в своей литейной мастерской первые четыре скульптуры. Месяца два дело шло. Но оно того стоило! Так появились «Друг», «Нате вам!», «Джазмен» и «Моцарт».
Крестным отцом и спонсором первых отливок стал еще один друг Равиля – донецкий профессор хирург-кардиолог Александр Кузнецов и его жена Виктория.
А в последние мирные месяцы 2013 года у Равиля была юбилейная выставка в Художественном музее с презентацией его большого каталога. На ней был еще один ценитель творчества Акмаева – донецкий городской голова Александр Лукьянченко.
Александр Алексеевич и предложил попробовать украсить город двумя скульптурами. Его заинтересовал «Друг» и «Моцарт». Дальше на Украине был Майдан и война, а Равиль Акмаев все это время работал. Сначала были эскизы – художник предложил на свой выбор несколько мест для «Друга»(его решили делать первым). Мэру понравилось чуть ниже ДонОГА на бульваре Шевченко напротив «Юзовской пивоварни». Там на прогулочной части в тенистом месте между цветочных клумб, человек с собакой под зонтиком смотрелись наиболее органично.
В сомнениях, поиске, работе над скульптурой прошла вся зима. Весной пришло время – Александр Лукьянченко пришел в мастерскую и принял работу. В марте приехали литейщики и забрали ее в Харьков. Отливали долгих два с половиной месяца. В конце мая дорабатывать отливку поехал уже художник:
- Работал 8 дней в деревне на пекле, 12 часов в сутки. Главное что помню – вода у них потрясающе вкусная из артезианской скважины идет. Вечерами возвращался в Харьков в дом к еще одному старинному другу Рашиду Брагину. Принимал душ и читал на ночь Чехова. Очень своевременный автор по нынешним временам. Его в зрелом возрасте нужно читать или во времена потрясений. Например, во время войны или перед свадьбой, когда молодой человек свою судьбу скоропостижно меняет.
Больше всего волновался, как доставят. Но доставили через все блок-посты и бои мимо Славянска в Донецк за сутки. «Сейчас мне все говорят, что я какой то чумовой, что в такое время привез из Харькова такой груз и еще и смог его установить, да еще и в таком месте. А я скажу, что творить легко, претворять в жизнь сложно. Я думал только об украшении родного города и о том как лучше это сделать.»
Равиль просил поблагодарить людей, которые дали деньги на литье. Они долго ждали и уже увидели скульптуру. И не хотят светить своих имен. Просил поблагодарить Ивана Малюту, предприятие которого прекрасно справилось с установкой памятника. Попросил поблагодарить дончан, которые приняли его работу и уже вовсю фотографируются рядом.
И я хочу его поблагодарить. Он еще сам не знает, что сделал. Для Донецка, для себя, для нас…