– Роман Михайлович, что из себя представляет «личный кабинет пациента»?
- Это сервис, размещенный на едином портале госуслуг, с помощью которого гражданин может получить информацию об оказанных ему медицинских услугах, о данных ему предписаниях врача, о том, какие ему выписаны лекарства и каков порядок их приема, о результатах своих анализов, о проведенных обследованиях, состоянии здоровья, диагнозе...
– Насколько защищена эта информация?
– Мы защитили ее максимально возможными способами. Все сведения консолидируются и хранятся в Федеральном центре обработки данных, который размещен на двух площадках – основной и резервной. Каждая из них обеспечивается государственными предприятиями, никаких зарубежных компаний. Все организации сертифицированы и постоянно проверяются нашими силовыми ведомствами, обеспечивающими защиту информации и сохранность персональных данных. В общем, можно гарантировать, что информация никуда не утечет.
- Какова готовность клиник и врачей заполнять сведения для личного кабинета пациентов?
- Сейчас во все государственные учреждения системы здравоохранения подключены к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, в которой ведутся электронные медицинские карты пациентов. Пока ими охвачено еще не 100% населения, однако надо учесть, что новые электронные карты формируются по мере обращения людей в государственные учреждения здравоохранения. То есть, старые архивные медицинские карты не оцифровываются, поскольку это очень дорогостоящий и трудоемкий процесс, а вот если человек пришел на прием к врачу, который заносит сведения о его обращения в компьютерную систему, эта информация попадает уже в электронную карту. Специалисты говорят, что уникальных посещений пациентами государственных медучреждений примерно 20-25% в год. То есть, около четверти населения страны хотя бы раз в год обращается за медицинской помощью в поликлиники или стационары государственной системы. Иными словами, мы ожидаем достичь 100%-го охвата в течение 4-5 лет – и в этот период у всех появятся электронные медкарты, где есть хотя бы одна запись об оказанных медуслугах. Паспортную часть электронной медкарты с ФИО, номером полиса ОМС мы сами сформируем, а вот медицинская информация там будет накапливаться постепенно. И если пациент обращался к врачу недавно, он сможет увидеть подробности своего визита в личном кабинете пациента уже сегодня.
- Должен ли видеть пациент все, что написано в медицинской карте? Ведь далеко не каждый может выдержать правдивую информацию о своем диагнозе. К тому же у нас во многих поликлиниках пациентам вообще карты не дают в руки...
- Набор сведений, которые пациенты смогут увидеть в своем личном кабинете, обсуждался на всевозможных экспертных площадках медиками и пациентскими сообществами. В итоге был сформирован перечень информации, которая будет доступна пациенту (о поставленных диагнозах, оказанных услугах, проведенных обследованиях, о предписаниях и назначениях). Уровень доступа врача и пациента к сведениям, которые есть в медицинской карте, безусловно, будет разным — пациенту не всегда интересны некоторые подробности и медицинские термины, которые должен отражать в карте врач.
– То есть у врача в медкарте будет больше информации, чем в той, что видит гражданин?
– Да. Таково решение экспертного сообщества. Но важно понимать, что это не догма и если будет соответствующий социальный заказ, мы всегда можем внести необходимые правки.