Участвовавшая в обсуждении заведующая отделом истории Великой Отечественной войны Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Ирина Агишева напомнила несколько красноречивых фактов, относящихся к 250-дневной севастопольской обороне в 1941-1942 г. г.:
– Это был город-фронт. Протяженность линии обороны достигала всего 35 километров. «Тылом» на небольшом участке осажденной немцами территории стал район Инкермана. Там, в штольнях, под защитой гор работали спецкомбинаты №1 и №2, которые производили вооружение, обмундирование. Там были оборудованы общежития для работников, детский сад, ясли и даже кинотеатр. Улицам, образованным этими импровизированными «гражданскими объектами» севастопольцы дали очень красноречивые названия: улица Мира, улица Победы... Производство необходимой обороне города продукции продолжалось на спецкомбинатах вплоть до июня 1942 года, до последних дней обороны города. Среди героев этого «трудового фронта» можно вспомнить например, Надежду Чаус, которая, несмотря на то, что ей оторвало взрывом бомбы руку, отказалась эвакуироваться и осталась работать на спецкомбинате, умудряясь даже одной рукой выполнять по две дневные нормы...
О трагических днях немецкой оккупации рассказала доцент кафедры истории и международных отношений филиала МГУ в Севастополе Елена Бойцова:
– Фашисты создали здесь около 20 лагерей пленных. Оккупанты расправлялись с защитниками города, используя особо жестокие методы. Например, сотни людей были живьем закопаны в воронках от крупных бомб и снарядов. Еще один варварский способ уничтожения: пленных грузили на баржи, выводили их в море и там поджигали, а тех, кто пытался спастись от огня, прыгнув в воду, расстреливали из пулеметов с дежурящих вокруг катеров... К сожалению, при взятии города наши не успели полностью вывезти или хотя бы уничтожить архивы ЗАГС и НКВД. Часть этих документов досталась гитлеровцам и использовалась ими при проведении «адресных» «зачисток» в оккупированном городе. Пока Севастополь находился «под немцем», в городе действовали три подпольные организации. Их участники совершали боевые вылазки, помогали спасать из плена наших солдат и матросов... Было налажен даже выпуск газеты «За Родину!», – в период немецкой оккупации вышло 25 номеров этого подпольного издания.
– Операция по освобождению Севастополя и всего Крыма весной 1944 года, была, пожалуй, наиболее успешной среди всех боевых операций нашей армии, проведенных к тому времени против германских войск. – подчеркнул военный историк из Москвы Алексей Исаев. – В начале штурма Крымского полуострова в районе Перекопа советскими войсками были впервые использованы орудия особой мощности, – два дивизиона 280-миллиметровых пушек обстреливали вражеские позиции и тылы снарядами весом почти в 2 центнера каждый, взрывы которых наносили огромный ущерб врагу и сеяли панику среди гитлеровских солдат. Отличительной особенностью нашей крымской тактики стало использование специально сформированных передовых передвижных боевых отрядов, в состав которых включено было много техники – автомашины, танки, артсистемы... Такие мобильные отряды, преодолев оборону на перешейке, смогли продвинуться через степную часть полуострова за 14 часов (для сравнения: немцы в начале войны этот путь смогли одолеть лишь за 6 дней). В результате Крым был освобожден войсками нашей армией всего за неделю.
Участников видео-моста спросили из Москвы, как готовится город отметить этот славный юбилей.
– Вы знаете, мы еще сейчас здесь, в Севастополе, не до конца еще пришли в себя после событий последнего времени, – признался ведущий научный сотрудник Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Юрий Падалка. – У нас продолжает царить эйфория от воссоединения с Россией. По случаю 70-летия освобождения города от немецко-фашистских оккупантов запланировано немало торжественных и патриотических мероприятий. В частности будут проведены несколько исторических реконструкций, воспроизводящих эпизоды обороны города от немцев и его штурма весной 1944-го. В этих реконструкциях предполагается участие военно-исторических клубов из разных регионов России. Подобные «показательные сражения», которые традиционно пользуются большой популярностью среди взрослых, среди молодежи, проводились и раньше, в них участвовали в том числе и много энтузиастов с «материковой» Украины, но сейчас, конечно, подобного ожидать вряд ли возможно. К слову сказать, нынешний командир отрядов самообороны Славянска Игорь Стрелков в прошлом был очень активным участником военно-исторических реконструкций.
Следует признать, что все 23 года украинской независимости Севастополь находился хотя бы отчасти в привилегированном положении. Нам все-таки разрешали «накапливать потенциал» воинской славы севастопольцев. Благодаря этому в более чем половине городских школ существуют музеи боевой славы. – Несколько поколений ребят-школьников скрупулезно собирали для них уцелевшие реликвии той войны, записывали воспоминания ветеранов обороны и штурма Севастополя... – Эта работа не прерывалась и во период «незалежности». Кроме того еще несколько лет назад мы начали выпускать многотомник севастополеведения. Сейчас вышло уже 6 книг об истории города, они охватили период с его возникновения и до начала героической обороны в 1941 году. Будут выпущены и еще тома, последний из них мы хотели бы посвятить событиям нынешних дней.