«У меня заболела моя любимая собака, которую зовут Монго. Он из семейства басенджи. Мне трудно пересказать словами то горе, которое я испытал, комок подходит к горлу. И с какой надеждой я обращался к вам — ветеринарным врачам, которые одновременно лечили не только моего любимца, но и меня. Я 20 лет занимался хирургией новорожденных и очень хорошо понимаю ваши трудности и заботы. Пожалуйста, дарите людям добро и хорошее настроение, без вас мы просто беззащитны. Будьте здоровы и счастливы!» — такое необычное приветствие в адрес Международного ветеринарного конгресса направил знаменитый детский врач Леонид Рошаль.
Сравнение с новорожденными очень точное. Животные не могут рассказать, что у них болит. Каждый владелец животных хоть раз в жизни водил своего питомца к ветеринару. Чаще, конечно, по мелочам: подстричь когти, сделать прививку, удалить зубной камень. Но бывают ситуации, когда мы можем доверить здоровье любимца только самому-самому доктору, который точно спасет. От профессионализма ветеринарного врача порой зависит жизнь хвостатого члена семьи.
Премию «Золотой скальпель» в номинации «За профессионализм» получил известный ветеринар-офтальмолог Алексей Шилкин, у которого лечит глазки вся четвероногая Москва. Он впервые в России разработал искусственный хрусталик для животных и провел успешные операции по его имплантации кошкам и собакам. «Наконец я перестал чувствовать себя недоветеринаром», — принимая награду, пошутил доктор, который пришел в ветеринарию из человеческой медицины.
«Золотой скальпель» достался и Миломиру Ковачу, международному специалисту по болезням лошадей. Доктор ветеринарных наук уже пять лет работает в Москве по контракту. Он приехал к нам из Германии.
— Можете сравнить уровень ветеринарной медицины в России и в Германии?
— К сожалению, он не так высок. Мне кажется, во времена СССР к ветврачам предъявлялись более высокие требования. Государство уделяло больше внимания качественному образованию ветеринарных врачей.
— Бывает, что лошади попадают к вам в плачевном состоянии?
— К сожалению да. В России хромает правовая сторона. Ветеринарный врач не несет ответственности за жизнь животного. Когда на Западе врач понимает, что не может помочь, он направляет пациента в университетскую клинику. В Германии ветеринары боятся, что их обвинят в некомпетентности и в сложных случаях никогда не рискуют. Иначе их завалят судебными исками. А здесь порой тянут до последнего, когда лошади уже ни операция, ни самый уникальный специалист не помогут.
Ветеринар, который всегда придет на помощь, у нас зовется Айболитом. Одноименную премию вручили Дине Андреевой. Доктор лечит зверей в Цирке Никулина на Цветном бульваре, а также консультирует приют для бездомных собак и конное хозяйство Музея-усадьбы «Ясная Поляна».
— Спросите людей, чем они болеют, и лошади «скажут» то же самое. У них похожие проблемы: заболевания опорно-двигательного аппарата, аллергические реакции и даже проблемы с психикой. Любое животное заслуживает любви, а в цирке кого только не приходится лечить: тех же кошек и собак, а порой и экзотических зверей.
К слову, впервые награды за заслуги перед отечественной ветеринарией – орден «Ветеринарный крест» получили врачи. Доцент кафедры профилактической и неотложной кардиологии Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова Анна Аксельрод сказала: «Если бы мне сказали, что я буду получать орден на арене цирка, никогда бы не поверила!»