МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Полцарства за конька

Символ наступающего года имеет добрый нрав, безупречные манеры и не приемлет обидного отношения

Грациозная осанка, изящная отточенная голова, стриженная по последней моде челка, широкие скулы, длинная шея, большие глаза с густыми ресницами… У лошадей свой подиум. И американские миниатюрные лошадки с пропорциями и повадками арабских скакунов занимают на нем главенствующую роль. Даром что размером с собаку.

Иметь в конюшне мини-лошадей, отличающихся чувственностью и послушанием, могут позволить себе только состоятельные люди. Жеребята от элитных родителей нередко продаются еще в утробе матери. Эти «коньки-горбунки» являются одним из самых оригинальных подарков. В частности, «миниатюры» живут у глав республик и первых лиц государств, включая Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева, Рамзана Кадырова.

Побывав на единственной в России ферме мини-лошадей, спецкор «МК» выяснила, как «заморковить» символ наступающего года.

«Мы с тобой одной крови — ты и я!». Фото из личного архива.

«Чувствуют хозяев на расстоянии»

В этой конюшне чувствуешь себя Гулливером. Чтобы заглянуть в глаза вороным, пепельным, пятнистым обитателям, надо присесть. Каждая из лошадок не больше 85 сантиметров в холке.

Ни одна из «миниатюр» не шарахается от протянутой руки, наоборот, вытягивает шею, подставляя голову, чтобы ее погладили. Меня опережает собака Лора, кстати, обычная дворняга, подобранная хозяином на улице. Рыжая псина с энтузиазмом вылизывает в приветствии лошадиную морду. «Мини-американка» лишь кокетливо поглядывает из-под пышной челки.

— Только не называйте наших лошадок пони, — предупреждает хозяин питомника Леонид Горянский. — Главное достоинство миниатюрных американских лошадей в том, что они совсем не агрессивны, в отличие от пони, которые легко найдут повод «взбрыкнуть», да и подраться не прочь. «Американки» же сама покладистость, они добронравны, веселы, очень доверительно ведут себя по отношению к людям. К тому же, несмотря на малый рост, имеют пропорции верховых лошадей.

У этих малюток роль прежде всего декоративная. Их заводят для души, общения. У миниатюрных лошадей особая энергетика.

Казалось бы, таких малышек не отпустишь в табун лошадей, например, к андалузской или буденновской породе.

— Лошадь — это табунное животное. Если миниатюрную лошадку поставить среди больших, она поймет, что они сородичи, более того, еще и будет бороться за лидерство. Она абсолютно не понимает, что она маленькая. У нас был случай, когда на выставке мы делали снимок тяжеловоза Гоши и моей маленькой девочки Весенней Песенки. У Гоши, когда он увидел нашу малютку, чуть глаза не вылезли из орбит, он начал ее нюхать, а морда-то здоровая. Наша Песенка раз от него отошла, второй раз попятилась, а потом как по носу ему задними ногами даст! Гошу полчаса по выставке ловили.

В то же время на площадку, где пасутся миниатюрные лошадки, можно смело пускать маленьких детей.

— «Миниатюры» чувствуют малышей. Меня, например, ругали, когда я сажал на поляну к мини-лошадкам свою годовалую внучку. Она хватала их за гриву, дергала за хвосты, но, чтобы лошадь обидела ребенка, такого никогда не было. В других странах при помощи мини-лошадок лечат детей с ДЦП, аутизмом, неврозами. Эти крошки — волшебное лекарство для тех, кто не умеет справляться со своими эмоциями. Мини-лошади давно с успехом заменяют собак-поводырей. Хотя в табуне у миниатюрных лошадок свои законы, есть лидеры и разборки. Но эти разборки не касаются человека. Мини-лошади не проявляют лидерства по отношению к человеку. По сути, гомо сапиенс для «миниатюры» — хищник, и стоило большого труда добиться, чтобы лошадь стала воспринимать человека как компаньона.

По рассказам хозяина, «миниатюры» легко поддаются дрессировке и просто обожают, когда с ними занимаются.

— А вот шлепать ее ни в коем случае нельзя. Потом мини-лошадка от вас полгода будет отворачиваться, не будет общаться. Это большие, спортивные, лошади привыкли, что их лупят постоянно, а миниатюрные лошадки очень обидчивы.

У конюхов, кто обслуживает лошадок, всегда в кармане есть яблоко или морковка. Стоят смирно, пока им расчесывают гриву, чистят копыта, — получат лакомство. «Любая выполненная команда должна поощряться, мы говорим: надо заморковить», — говорит хозяин.

— А сахар?

— Где вы видели, чтобы в природе она ела сахар? Это жвачные животные, в их рационе трава, сено и овес. В день каждой лошадке нужно 2 килограмма сена и 200 граммов овса. Еще даем соленые лизунцы, природную соль.

Терпению «миниатюр» может позавидовать любое копытное.

— Когда у них бывают колики, им ставят капельницу, что случается крайне редко, лошадки буквально замирают, чтобы ветеринар точно попал иголкой в вену. Эти лошадки безгранично доверяют человеку, — говорит Алла.

Своих хозяев «миниатюры» чувствуют на расстоянии. Только младший сын Леонида, Петр, съезжает с трассы к поселку, как маленькая лошадка Серебряная Тыковка начинает подавать голос.

— Их привязанность удивительна. Тыковка может бросить своих лошадей и пойти гулять с Петей. Он прыгает через лужу, и она тут же скачет синхронно за ним. Он в дом, и она следом. Они садятся вместе на ковер, смотрят телевизор. Эти малютки вообще очень сообразительные существа, — говорит хозяйка Алла. — У нас во дворе растут яблони, лошадкам неудобно срывать плоды с ветки. Так Торнадо или Чика хватаются зубами за ветку, начинают трясти, остальные тут же подбирают осыпавшиеся яблони.

Фото из личного архива.

«Вкупе с «ножками Буша» наших лошадей объявили заразными»

А ведь раньше хозяева ничего не знали о лошадях. Леонид Горянский работал модным фотографом, потом продавал импортные грузовики, автодетали, а также возглавлял агентство недвижимости. «Миниатюр» же однажды увидел в передаче National Geographic. Копытные малютки поразили его своей оригинальностью.

— Я был удивлен, насколько они популярны в Америке, многие хозяйства разводят эту породу, в то время как в России о них не было известно практически ничего. Тогда-то и родилась идея привезти их к нам в страну, зарегистрировать как породу, — рассказывает Леонид Горянский. — Всегда ведь хочется найти что-то свое, быть первопроходцем.

Приехав в Штаты, Леонид попал на шоу с участием «миниатюр». В парке на нескольких площадках выступали артисты, проходил аукцион, следом конкурсы, где разыгрывались призы. Подобные праздники с народными гуляньями, где в центре были бы миниатюрные лошадки, амбициозный Горянский хотел устраивать и в России.

За своими первыми «миниатюрами» будущий коннозаводчик с сыном поехали к вице-президенту Американской ассоциации миниатюрных лошадей Тони Грифсу. На его ранчо, на 340 га земли, паслись 450 лошадок.

— Мы были первыми русскими покупателями. Причем приехали не за дешевыми лошадьми, предназначенными для перепродажи, а за лучшими представителями этой породы, чтобы потом разводить их в России. Американцам эта идея очень понравилась. Нам оказывали всяческое содействие и помощь в приобретении. В Америке ведь ведется очень серьезная племенная работа. В частности, проверяется на генетическом уровне, можно ли скрещивать лошадей. По штрихкоду в паспорте лошади можно в базе данных посмотреть всю ее родословную, вплоть до 15-го колена.

Тони Грифс продал россиянину лучших своих лошадей. Еще несколько животных Леонид Горянский купил на выставке в городе Форт-Уорт, штат Техас. Выложив 500 тысяч долларов, он повез в Россию 14 кобыл и 2 жеребцов.

— Причем нам продали в основном жеребых кобыл, американцы шутили: два в одном. Это была элита, племенные лошади. Одни имена чего стоили! Никаких Манек, Милок и Зорек. А, например, Весенняя Песенка, Серебряная Тыковка, Очаровательный Аполлон.

Во всех городах Америки по пути следования кортежа Горянского атаковали журналисты. Про первопроходца из России писали статьи, снимали сюжеты.

На российской границе же к его мини-лошадкам интереса не проявили. Более того, несмотря на все необходимые документы и справки, заподозрили, что животные могут быть зараженными.

— Это несмотря на то, что я заранее получил разрешение от Россельхознадзора на ввоз мини-лошадей. Это был 2005 год, как раз началась политическая война с «ножками Буша», у нас было объявлено о куриной эпидемии в США, Техас вдруг стал неблагоприятной зоной, моих лошадей не пускали в Россию по причине того, что они тоже могут быть больны. Объяснить чиновникам разницу между курицами и лошадьми было сложно. Я человек бизнеса, ко всему привык. Пришлось везти животных в Голландию, где они прошли карантин, а уже оттуда — в Россию. Документы на тех же лошадей, но не из США, а из Голландии, у меня приняли.

В итоге Горянский со своими «миниатюрами» прошел три карантина. По прибытии домой коннозаводчику пришлось получить для своей конюшни статус карантинной. Еще 40 дней мини-лошадки находились в изоляции.

В багажнике машины запросто могут поместиться сразу три «конька-горбунка». Фото из личного архива.

«Все вопросы к природе!»

У Леонида Горянского была цель: зарегистрировать в России американских миниатюрных лошадок как породу.

— Мы обратились в Министерство сельского хозяйства, а там что на первом плане? Удои, мясистость, привес. Когда нам дали заполнить анкету, мы почти в каждой графе поставили прочерк. Специалисты ахнули: что нам делать с такой анкетой? Они не понимали, зачем нужны лошади, которые не годятся для колбасы.

Чтобы зарегистрировать новую породу, требовалось сделать промеры 50 кобыл и не менее 25 жеребцов. Новоявленный коннозаводчик снова отправился в Штаты.

— Удивлению американцев не было предела, они переспрашивали: как же, есть ведь стандарты, мы их давно уже выявили! На большой ферме я снял необходимые промеры, зафиксировав все это на фото и видео. Вдобавок мне выдали грамоту с гербовой печатью, что Американская ассоциация миниатюрных лошадей дает мне право представлять эту породу в России.

Вскоре у жеребых кобыл начались роды.

— Сидели, дежурили ночами. Потом выяснилось, что подобной опеки «миниатюрам» не требуется. Лошадь, повинуясь инстинктам, найдет момент, изловчится и родит, когда около нее никого нет. Американцы в этом плане более спокойные: хозяин сидит себе дома, у него в конюшне стоят видеокамеры, он время от времени бросает взгляд на монитор, где отображается родильное отделение. Как только кобыла родила, он поднимается с места.

Родившимся жеребятам Леонид стал давать затейливые имена на американский манер. Например, первую девочку пепельной масти с белой звездой во лбу, родившуюся в грозу, назвал Вспышка В Ночи.

Опыта коннозаводчика у Леонида Горянского не было. Ему пришлось нанимать ветеринара и берейтора для дрессировки лошадей.

— Мы постоянно созванивались с ветеринарами из Американской ассоциации, уточняли все вакцины, дозировки, условия содержания. На очередное мое обращение услышал: «Все вопросы к природе! Представь, Леня, если бы они жили на плато или в горах, все ответы ищи там». Это был мудрый совет. Наблюдая за повадками лошадок, за их привязанностями, мне многое стало понятно.

С первым опытом пришло разочарование. Идея устраивать шоу с миниатюрными лошадками потерпела крах.

— В Штатах на праздник с лошадками люди выходят в вечерних платьях, во фраках с бабочками. Такое вот отношение к животным и к тому, что происходит. На шоу крошечных коней запрягают в повозки, они прыгают через барьеры, ловко пробираются через «полосу препятствий» из жердей и качающихся мостиков.

А у нас все выставки сводятся к базару. У россиян отличный от американцев менталитет. В Америке «миниатюры» получили распространение за счет южных штатов, таких как Техас, где лошадь — главное животное в хозяйстве. Там привыкли жить в своих домах, имея по 40–100 гектаров земли. Им вообще не понятно, что такое 6 соток. В России же большинство жителей живут в городских квартирах, а в деревнях люди не могут себе позволить такое удовольствие, как лошадь.

Леонид Горянский представляет свою Весеннюю Песенку тяжеловозу Гоше. Фото из личного архива.

«За сколько лошадь не продается?»

Сейчас в хозяйстве у Горянского постоянно живет 24–25 лошадок. В год рождается по 5–7 жеребят. По мнению хозяина, большего количества и не требуется. Продать малышей стоит большого труда. Цены на миниатюрную лошадь начинаются от 10 тысяч долларов, средняя цена — 25–30 тысяч, жеребята от титулованных родителей могут стоить больше 100 тысяч долларов.

— Что мы хотим от мини-коня? Чтобы был маленького размера, а экстерьер имел арабского жеребца. Чем ближе лошадь к этому стандарту, тем она дороже стоит. Было у нас несколько жеребят, которых мы продали очень дорого, потому что изначально не планировали этого делать. Пришел гость, с ходу спросил: «Где здесь самая лучшая лошадка?» Я сказал: «Самая лучшая не продается!» — «А за сколько не продается?» — «Не продается даже за 50 тысяч долларов». Он достал пять пачек денег: «Я ее забираю».

«Миниатюр» покупают в основном те, кто хочет сделать необычный подарок. «Бентли» или «Роллс-Ройсом» уже никого не удивишь, а вот подобный «конек-горбунок» еще диковинка в России.

Один из подопечных Леонида Горянского живет в Ново-Огарёве у президента Владимира Путина. Чип ростом 57 сантиметров в холке был переименован в Вадика. Миниатюрную лошадку Владимиру Владимировичу преподнес в 2005 году в качестве подарка тогдашний глава Нижнекамского района, ныне мэр Казани, Ильсур Метшин на празднике в честь 1000-летия Казани. Подружка Чипа по имени Гуппи была подарена первому президенту Татарстана — Минтимеру Шаймиеву.

Лошадка Вспышка В Ночи вообще уехала в Объединенные Арабские Эмираты. Традиция почитания там такая: на первом месте стоит отец, на втором — гость, на третьем — конь.

Если в Америке или Европе миниатюрная лошадка — это украшение любой конюшни, то в России это порода в основном «для олигархов».

— Однажды пришел один влиятельный человек и попросил продать «самую бюджетную» лошадь. Заплатил 15 тысяч долларов. Когда я ему привез лошадку к частному самолету, он мне подмигнул: «Один дарит «Феррари», другой — мини-лошадь. А кто знает, что дороже?». «Миниатюра» улетела к президенту одной из республик Северного Кавказа.

За таких малюток Горянский спокоен. Они попадают в руки больших любителей лошадей, где им будут созданы все необходимые условия. Но случается, что коннозаводчик отказывается продавать своих мини-коней.

— Однажды лошадку хотели увезти в Узбекистан. Это были посредники, весьма сомнительные личности. Попросили сказать, что лошадь продана по такой-то цене, в то время как они за нее хотели заплатить в два раза меньше. Мы не понимали, куда едет лошадь, к кому… Не отдали лошадку. Для нас каждый жеребенок как родное дитя. Мы всегда очень ревностно относимся к условиям содержания своих подопечных. Когда мне говорят: да будет жить где-нибудь в сарае. Я говорю: извините, эта лошадь не для сарая, заведите лучше козу.

В канун года Лошади к подопечным Леонида Горянского особое внимание. Недавно, например, его миниатюрная лошадка снялась в рекламном ролике. Сюжет «дама с собачкой» уже не актуален, а вот «дама с лошадкой», тем более такой забавной, — самое то! «Наша «миниатюра» выдержала 7 часов съемок, ни разу не взбрыкнув. Заработала 2 тысячи долларов себе на сено», — смеется хозяин. Еще одна «звездочка» Горянского по имени Ассоль снялась в ремейке фильма «Сказка о царе Салтане».

Леонид Горянский мечтает о том дне, когда россияне будут думать не о том, что лошадь может дать им, а о том, что они могут дать лошади. Тогда «миниатюры» станут популярными так же, как в Америке.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах