МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Школяры атакуют заводы

Ученики старших классов принимают участие в работе столичных предприятий

Вспомните, как вы мечтали в детстве посетить настоящую кондитерскую фабрику! Или автомобильный завод. Или завод, где из трубочки стеклодува рождается на глазах новогоднее чудо — елочная игрушка. Сегодня возможность побывать на реально работающем успешном предприятии есть у всех учеников московских школ в рамках профориентационной программы с говорящим названием «Заводы — детям!» Что стоит за таким «революционным» призывом — выяснил «МК».

Фото: Геннадий Черкасов

Поучаствовать в создании ботинок, разработать новый дизайн упаковки яблочного сока, выяснить все секреты производства кваса, прикоснуться собственными руками к различным интересным и современным ремеслам столичные школьники могут в рамках программы «Заводы — детям!», организованной Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. Авиазавод «Туполев», автозавод «Рено», кондитерские фабрики «РотФронт» и «Богатырь», фабрика мебели «8 марта», косметическая компания «Свобода», член космического концерна «Алмаз-Антей» НПО «ЛЭМЗ», выпускающий радары, посадочные комплексы для космических кораблей и системы управления движением самолетов в аэропортах, — эти, а также многие другие интереснейшие предприятия входят в программу школьной профориентации, давая старшеклассникам возможность убедиться, что булки не растут на деревьях, машины не возникают в автосалонах по ночам из воздуха и не всю обувь в мире еще делают в Китае.

Маршруты по заводам — это не просто движение за экскурсоводом, который торопливо бежит привычным путем, бормоча что-то вроде «слева мы видим синхрофазотрон...». Такие экскурсии тщательно продумываются организаторами — как со стороны предприятия, так и со стороны школы. Каждая школа строит свой образовательный маршрут, да еще и с учетом возраста учеников — к примеру, для школьников 7–8-х классов делается акцент на игровом аспекте, на динамике, на конкурсах, мастер-классах, викторинах, на возможности побольше пощупать своими руками. А вот ребятам постарше, из выпускных классов, нужно немного иное — диалоговый стиль. Им уже будет интереснее серьезная беседа с руководителем, который пообщается с ними на равных, как с будущими потенциальными коллегами. Ведь интересно же «поговорить с шефом за жизнь» — об особенностях рынка труда в его сфере, реальных вакансиях, перспективах карьерного и научного роста и примерах удачных и интересных карьер на предприятии!

Фото: Геннадий Черкасов

— При этом, что важно, экскурсии на заводы проводятся не как чисто развлекательное науч-поп-мероприятие, — говорит первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Михаил Ан. — На учителя ложится важная задача — сделать так, чтобы поход не стал аналогом бездумного просмотра передачи по каналу «Дискавери», а чтобы в результате у ребят в голове возникла осознанная взаимосвязь между науками, изучаемыми в школе, и их практическим применением на предприятиях и в сфере производства. То самое, чего так не хватает молодежи в возрасте, когда ко всему, что говорят взрослые, проявляется нарочитый скепсис...

Фото: Геннадий Черкасов

■ ■ ■

Одним из самых активных участников программы «Заводы — детям!» является школа №2086 на юго-западе столицы. Вот что рассказала «МК» Яна Давыдова, зам. директора по развитию ГБОУ СОШ 2086:

— Мы с нашими ребятами уже ездили на завод «Микрон» в Зеленограде, где делают микросхемы и билеты для московского метро, на завод елочных игрушек в Клину, на завод соков «Мултон», на завод «Очаково» (тоже напитки безалкогольные — не пиво, разумеется!), на завод «ХК Композит», выпускающий высокотехнологичные композитные материалы для авиации, автомобильной и строительной отрасли. Все эти предприятия мы посещаем не просто так, а в рамках изучаемых предметов — скажем, на «Технологии» у нас ученики изучают, как устроены реальные производственные процессы, конвейеры, сборочные линии, упаковочные линии. Какие ресурсы используются, какие этапы переработки, режимы, что получается на выходе и т.д. У нас много предметов, в которых используется конструкторская деятельность, и на фабриках и заводах дети изучают, как все устроено с инженерной и технологической точки зрения. Мы активно развиваем идеологию «школы инженерной культуры», а такие поездки развивают мышление у ребят, дают им возможность заниматься собственными исследованиями и анализом в области технологий, а также проектированием и реализацией их в меньшем масштабе — к примеру, на макетах, которые они потом строят в школе.

Взаимопонимание между взрослыми и подростками — сложная штука. Дети в старшеклассном возрасте хулиганисты, склонны к позерству, что особенно заметно в коллективе. В результате профориентационная экскурсия для них может превратиться в игру по поиску при помощи видеокамеры смартфона объектов для стёба среди сотрудников предприятий и заведенных на производстве порядков, что совершенно неправильно. Как предупреждают такие проблемы школьные педагоги?

Фото: Геннадий Черкасов

— В первую очередь многое зависит от школы — в смысле, какой контингент ребят в ней учится, — говорит Яна Давыдова. — Чем серьезнее в школе учебная обстановка, чем лучше дети ориентированы на образование и внеучебную деятельность, тем меньше в голову лезет глупостей. Подростки искренне пытаются почерпнуть для себя полезное, а не скептически хихикают и ждут, когда их отпустят домой!

Второй важный момент — настрой, задаваемый учителем. Если он правильно встраивает такие посещения в учебную программу, то это уже не просто поездка «потусить с классом». Учитель формирует серьезный подход и интерес к будущей поездке заранее — еще в классе обозначается какой-то проблемный вопрос, на который дети во время этой экскурсии смогут найти ответ. Если есть вопрос, есть поставленная задача — поездка автоматически получается ценная, она детям нужна, они в ней заинтересованы.

Предоставляемый в рамках программы «Заводов» информационный ресурс — очень ценный и интересный. И задача учителя — взять от него по максимуму и органично «вписать» в идеологию школы. Тем более что не во всякой школе эта программа будет естественна и интересна. Я не уверена, что это интересно и нужно, к примеру, школам сугубо гуманитарной направленности... Но с другой стороны, талантливый преподаватель любую ситуацию повернет так, что детям будет интересно!

Фото: Геннадий Черкасов

Возникает вопрос — школа №2086 активно участвует в программе «Заводы — детям!», но при этом, по утверждению руководства, ее учащиеся ориентированы на серьезную учебу, заняты большим объемом разной внеучебной деятельности, проектами — эдакие «ботаны» в хорошем исключительно смысле. Подобного склада молодые люди традиционно ориентированы на вузы, а вовсе не на среднее специальное образование. Но ведь программа «Заводы — детям!» Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы ориентирована во многом на профориентацию именно будущих потенциальных студентов колледжей и развитие рынка труда рабочих специальностей. Нет ли в этом «нестыковки интересов»?

— Действительно, наши ребята больше ориентированы на вузы, в меньшей степени они идут в колледжи, — отвечает Яна Давыдова. — Но времена изменились — сегодня серьезные выпускники школ и их родители понимают, что в непроизводительных сферах, которые переполнены модными еще недавно юристами-экономистами, ничего нового не придумаешь, там сложно реализовать себя, найти применение креативу, придумать что-то оригинальное, чего еще не создано. И тех ребят, которые в массе своей пойдут в вузы, мы при помощи таких экскурсий ориентируем на технологическое предпринимательство, показываем, как инженерная или управленческая должность может совмещаться с возможностью изобретать, рационализировать — в общем, иметь дело с конкретными осязаемыми вещами. Экскурсии на заводы мы очень гармонично сочетаем с посещением ФабЛабов — это еще один проект, совместный с Департаментом образования. ФабЛабы — это лаборатории экспериментального производства при крупных вузах — выглядящие и действующие так же, как опытные лаборатории в высокотехнологичных компаниях. Там мы показываем школьникам, как в маленьких масштабах так называемой «цифровой лаборатории» рождается и обкатывается идея, а затем как эта идея воплощается в массовой форме на заводах.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах