В образовании стало модно все подгонять под стандарты. Вот уважаемые эксперты Минобра и попытались разработать так называемый историко-культурный стандарт (И-КС). Авторы попытались, как они сами заявили, уйти от политической окраски истории и сконцентрировать внимание школьников на отдельных личностях. И вообще попробовали поставить человека и его быт в разные времена в основу обучения. Это так называемый культурно-антропологический подход. Также Минобр намерен преподавать историю страны через историю регионов (т.н. этнокультурный компонент). Кроме того, авторы предлагают учителям не просто знакомить детей с событиями, а заставлять их проявлять активность, дискутировать с преподавателем и друг с другом. Ну и последнее: современный учебник должен выглядеть как навигатор. Потому что расширенную информацию по тому или иному историческому событию или личности всегда можно найти в Интернете. Тем более, как считает рабочая группа, сегодня практически у всех детей и во всех школах есть доступ к Мировой паутине.
Критиковать сей труд было предложено всем желающим. Желающими оказались известные блогеры, простые россияне, школьные учителя, сами ученики. На специально созданных для этого страничках в Интернете все они высказали свое мнение.
«Как обычно, много и ни о чем, — пишет учитель истории из Воронежа Антон Андреев. — Любые даты и справку в объеме учебника сейчас любой школьник нагуглит за 5 минут, соответственно, забивать этим учебник бессмысленно. От истории школьнику что надо? Правильно, объяснение, кто он есть, кем должен быть и кем быть не должен. Для этого хорошо бы писать учебники так: наши предки были круты. Ясно Солнышко был крут потому что, Невский был крут потому что, Донской... Грозный... А также Сусанин, Казарский, Матросов и т.д.»
Но это мнения простых россиян. Свою рецензию на исторический стандарт составили и те политики и ученые, которые по разным причинам не вошли в рабочую группу.
— Авторы хотели уйти от политики, но с этой задачей не справились, — говорит Александр Данилов, автор многочисленных учебников по истории. — Потому что это и невозможно. Вся история России носит политический окрас. Они говорят, что надо больше рассказывать детям о гражданской активности, роли местного самоуправления в истории. Но при этом в первом же разделе авторы отмечают, что в Древней Руси ведущую роль играли князья и дружина. И даже не упоминают о роли вече, в том числе и в вопросе приглашения князей.
Ученые считают, что составлен И-КС очень безответственными историками, которые позволяют себе переписывать и по-другому интерпретировать разные исторические события. «Хороший труд по истории должен строиться на преемственности всех предыдущих книг. Тогда он будет актуален во все времена, потому что будет максимально правдив, — говорит Данилов. — А у нас же в России почему-то принято историю переписывать «под себя».
Одним словом, ученые пришли к выводу, что «проект, предложенный Министерством образования, не может лечь в основу разработки нового учебно-методического комплекса».
Прислушаются ли к мнению народа и ученых умов такие исторические личности, как Нарышкин, Ливанов и Мединский, — неясно. И как будет оценен их поступок через десятилетия? Все это тоже когда-то станет историей.