Лон Сноуден сказал, что не верит в возможность справедливого суда над его сыном в США. «Абсолютно нет!», — сказал он в интервью телеканалу CNN. Он сказал также, что существует большая разница между делом Мэннинга и делом его сына. Мэнинг, по его словам, слил для WikiLеaks секретную информацию, которую он получал будучи на войне в Ираке. А Сноуден публиковал свои разоблачения выборочно: только информацию о подслушивании телефонных разговоров и подсматривании электронной почты, что по его мнению, было нарушением конституции США. Мэннинга осудили за нарушение Закона о шпионаже, а Сноуден обвиняется в шпионаже.
Когда Лона Сноудена спросили: совершил ли его сын что-либо незаконное, отец сравнил сына с Мартином Лютером Кингом, который в своей знаменитой речи: «У меня есть мечта» напомнил американцам, что правительство США не подчиняется конституции страны, поскольку законы о сегрегации являются антиконституционными. «Мой сын, — продолжал Лон Сноуден, — руководствовался тем, что подслушивание американского народа неэтично и неконституционно. Перед ним стоял моральный выбор — продолжать изо дня в день подслушивание телефонных разговоров своих соотечественников и нарушение конституции США, и получать за это большие чеки в то время, как правительство нарушает конституционные права 300 миллионов американцев, или раскрыть это преступление».
Затем, пользуясь телевизионным эфиром, отец Сноудена обратился к сыну Сноудену, по-прежнему находящемуся в транзитной зоне Шереметьевского аэропорта Москвы. Он сказал: «Оставайся в безопасности, я надеюсь, что ты найдешь в России убежите до того времени, пока мы будем уверены, что ты можешь добиться справедливого суда, вернувшись на американскую землю». Отец Сноудена сказал, что он «абсолютно в этом не уверен», что его сын никогда не добьется справедливого суда. «Я пытался работать с министерством юстиции и с теми людьми, которые ведут дело моего сына. И я потерял всякую веру в их интерес сделать суд над моим сыном справедливым», — сказал отец Сноудена. «Эти джентльмены сфокусированы только на одном: заполучить моего сына и выдать ему по полной. Их фокус несправедливость, их фокус мщение».
Сноуден обратился не только к своему сыну, но и к президенту Обаме. Он сказал: «Г-н президент оставайтесь верны присяге, которую вы дали. Поддерживайте и защищайте конституцию США так, как вы это можете. Это является главной задачей, которая ставится перед вами как президентом. Я, как американский гражданин, ожидаю, что вы будете уважать конституционные права 24 часа в день, все семь дней в неделю. К этому вас призывает ваш пост — пост президента США».
Если послание отца сыну все-таки дойдет до последнего, то послание гражданина Лона Сноудена своему президенту вряд ли дойдет до последнего, хотя оно было сделано на общим для них английском языке.
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.