Кредит – «lend», аренда – «lease». Соединенные вместе два эти английских слова образуют термин, хорошо знакомый нашим отцам и дедам, пережившим Великую Отечественную. По ленд-лизу СССР получал из США, Канады, Англии самолеты, танки, автомобили, орудия, портативные рации, обмундирование, легированную сталь, горючее, продукты... Была и совершенно неожиданная «номенклатура». Например, обычные металлические пуговицы для советской военной формы – со звездой, серпом и молотом на лицевой части и с надписью на английском, оттиснутой на обратной стороне: «Сделано в Чикаго». А для наших разведчиков и десантников из Америки присылали особо калорийные рационы: брикеты «индейка в шоколаде» и даже «сало в шоколаде»!
Образцы многих из ленд-лизовских «сокровищ» удалось отыскать группе энтузиастов-поисковиков, увлекшихся этой темой еще в 1980-е г.г. Собранные в единую коллекцию, они стали основой музея «Союзники и ленд-лиз», открытого летом 2004 г. в помещении, выделенном благодаря помощи директора школы №1262.
Среди экспонатов есть и крупногабаритные. В центре зала стоит, например, полноприводной армейский «Виллис», – да не простой, а мемориальный: на этом джипе ездил по фронтовым дорогам маршал Рокоссовский. Все послевоенное время машина хранилась в семье полководца, а несколько лет назад внук маршала передал ее музею.
Еще несколько армейских машин, полученных когда-то по ленд-лизу и участвовавших в войне, из-за нехватки места в основной музейной экспозиции, находятся в «запасниках», роль которых выполняют семь быстровозводимых ангаров-укрытий, установленных в соседнем дворе. Именно эти металлические «коробки» стали сейчас «очагом раздора». О возникших «организационных» проблемах, грозящих гибелью значительной части уникальной коллекции, корреспонденту «МК» рассказал директор и основатель музея ленд-лиза Николай Бородин.
– Еще в середине мая нынешнего года мне позвонили из городских «инстанций» и поставили перед фактом: ангары-укрытия, выполняющие роль наших запасников, должны быть демонтированы, чтобы уступить место автостоянке. Приехавшая вслед за тем бригада рабочих даже успела «раскурочить» один из ангаров, так что мне пришлось несколько дней и ночей дежурить рядом – следить, чтобы никто не покусился на уникальную машину-амфибию, хранящуюся внутри.
К счастью, у музея нашелся защитник – глава управы «Якиманка» Эдуард Джиоев. В свое время, вскоре после назначения на этот пост, он посетил музей и пообещал помощь в сохранении столь уникальной коллекции. Благодаря распоряжению из управы, все ангары-хранилища музея, перекочевавшие в дальний угол двора, остались на своих местах. Однако затишье оказалось временным. Сейчас ангары-укрытия вновь хотят снести.
– Наверное, можно понять чиновников «городского уровня»: им надлежит обеспечить неукоснительное выполнение распоряжения, подписанного в свое время мэром, о тотальной ликвидации «ракушек». В этой ситуации наш глава управы оказался между двух огней, – объясняет ситуацию Николай Бородин. – С одной стороны, Джиоеву известно, что в нашем случае дело касается не обычных «ракушек» для хранения автомобилей частников, а помещений, где находятся «движимые памятники истории» – музейные экспонаты. Но с другой стороны в Москве развернулась масштабная акция по оборудованию во дворах площадок для стоянки автомобилей на месте мобильных гаражей-тентов, и ее проведению районной управе следует всячески способствовать... В конце прошлой недели зам. главы управы передал мне через одного из своих подчиненных: готовьтесь, со дня на день начнем сносить ваши ангары.
Ситуацию могло бы спасти вмешательство самого и. о. мэра. Письмо Собянину о проблеме с размещением и хранением экспонатов музея мы отправили еще в октябре 2012-го, но за прошедшие с тех пор несколько месяцев никакого ответа не получили.
– Ну, а куда нам деваться в этой ситуации? Вытаскивать экспонаты и оставлять их просто на улице – на погибель и разграбление? Но посмотрите, какая уникальная техника времен войны здесь хранится, – с этими словами Бородин стал одну за другой открывать створки ангаров.
– Это «Форд» GPA выпуска 1942-го – одна из ранних моделей «фордовских» амфибий, участвовавших во Второй Мировой. При преодолении водных преград GPA мог доставить на другой берег 10 солдат – четверо помещались в кабине и еще шестеро – на палубном настиле. Такие машины использовались частями Красной Армии во время боевых действий в озерных местах Прибалтики, в Карелии... GPA выпускались заводом лишь короткое время – в 1942 и в 1943 гг., их уцелело совсем немного. Данный раритет отыскался в Калужской области. Там машина хранилась много лет у одного старичка, который в годы войны был водителем именно такой амфибии. Узнав о существовании нашего музея, ветеран передал ему авто в дар..
В соседнем с амфибией ангаре стоит «Виллис», который долгие годы принадлежал доктору права Сергею Натрускину.
– Во время войны Сергей Владимирович был фронтовым шофером, ездил как раз на «Виллисе» и так «прикипел сердцем» к этому джипу, что потом, уже став заслуженным ученым, купил себе одну из уцелевших с военных лет машин. Несколько лет назад, накануне своего 80-летия, Натрускин передал этот автомобиль музею. Машина на ходу и уже не раз принимала участие в различных ретро-парадах и мемориальных праздниках. Имеется в нашей коллекции и еще один такой джип – мемориальный. Машиной в военные годы пользовался знаменитый директор московского автозавода Лихачев.
Среди «движимых» экспонатов, хранящихся в ангарах, есть и английский «двойник» американского «Виллиса» – командирский автомобиль-внедорожник «Форд» 1943 г. выпуска. Его Бородин вывез из Саратовской области, где ретро-«мотор» хранился в семье ветерана, крутившего баранку такой же машины в годы войны. Совершенно уникальный колесный экспонат – американский плавающий прицеп – единственный сохранившийся в России экземпляр. Такие прицепы предназначались для буксировки «Виллисами» или амфибиями. На них можно было перевозить (в том числе и по воде) четырех человек или около полутонны груза.
– Все эти машины, запчасти к ним, оборудование, присланные много лет назад по ленд-лизу, были переданы в музей ветеранами-фронтовиками, – подчеркивает Бородин. – Разве можно их даже сравнивать с обычными современными четырехколесными «японками», «француженками», «немками», хранящимися в московских «ракушках»?!
Ситуация с музеем «Союзники и ленд-лиз» складывается вопиющая. А ведь подобных тематических коллекций нет ни в США,ни в Англии. Частые гости музея – иностранцы (в том числе и ветераны Второй Мировой), представители посольств Америки, Великобритании и других государств бывшей антигитлеровской коалиции. Один из них – американский военный атташе, бригадный генерал Питер Зваак, побывавший в музее накануне Дня Победы, искренно поблагодарил энтузиастов, собравших уникальную коллекцию: «Вы делаете очень нужное дело для наших стран, для наших детей!»
Неужели власти Москвы не смогут найти возможность помочь сохранению этого «нужного дела»?
Экспонаты музея оказались на улице