В мае прошлого года президент издал указ, по которому надо «завершить модернизацию наркологической службы» к 2016 году. Ответственные притихли.
Завершить... Ха, тут не знаешь, с чего начинать... Наркоманов — много. Государственных ребцентров — мало. Эффективность лечения — низкая. Как признает главный нарколог РФ Евгений Брюн, «есть территории, где наркологии нет вообще». Все, что есть — это чистое русское поле, по которому тонким слоем размазаны 500 ребцентров самой разной направленности: религиозные, частные, криминальные, которые действуют кто в лес, кто по дрова.
Но за год до этого фонд «НАН» вместе с Общественной палатой, специалистами НПЦ наркологии и ННЦ наркологии написали концепцию реформирования этой области под названием «Правовая наркология». В ее обсуждении приняли участие наркологи со всей России, и еще в 2011 году она была принята на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений и рекомендована для представления правительству. Текст был разослан в субъекты РФ с предписанием «использовать в процессе формирования региональных моделей организации эффективной наркологической помощи». И в 83 регионах с ней начали работать.
Суть программы — не обустройство наркокоек, а создание мотивационного пространства, чтобы человек стремился к изменению своей жизни. Но проблема была в том, что ее написали не сотрудники Минздрава. И Минздрав делиться славой модернизатора не захотел.
— Мы предполагали, — говорит президент фонда «НАН», директор Института наркологического здоровья нации Общественной палаты РФ, нарколог Олег Зыков, — что правительство оформит наш документ как концепцию модернизации наркологии, так как этот процесс и так уже идет во всех регионах. Ведь это результат серьезной межведомственной глубокой работы в течение нескольких лет! После этого появился стандарт реабилитации — ГОСТ, теперь мы работаем над критериями эффективности реабилитации. Мы думали, все будет развиваться в этой логике. Но Минздрав полностью все проигнорировал и начал нормотворчество с нуля...
Министерство подумало и принялось быстро писать новые правила, стандарты лечения и порядки. И вот пока он занимался всей этой скукотищей, на поляну вышла ФСКН.
И почему Россия не Китай?
Цитирую с сайта наркоконтроля: «ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств, противодействия их незаконному обороту». И все. Но с недавнего времени служба начала активно лезть в вопросы медицины.
А началось все с совершенно конкретной фигуры. Юрий Васильевич Крупнов — это очень милый, обаятельный человек, прекрасный собеседник и специалист по всем вопросам, который с пионерским энтузиазмом кидается на всякое новое дело. Раньше Юрий Васильевич возглавлял две организации: «Институт демографии и миграции» и «Партию развития». И на сайте его партии можно видеть список из 89 проектов, к которым он имеет отношение: «Проект колонизации Марса», «Амурский соевый кластер», «Красноярск — град столичный», «Российский труд в XXI веке», «Усадебная урбанизация», а также «Почему Россия не Китай».
Все интересно человеку. Но кроме всего прочего Юрий Крупнов — частый гость здания ФСКН на Маросейке. Так что нечего удивляться, что с таким же азартом он пару лет назад кинулся заниматься проблемой реабилитации.
Причем, как он мне сам рассказывал, об этой проблеме он узнал именно из «МК», из того материала, где я рассказывала, что на всю Россию работает всего 3 государственных ребцентра для наркозависимых.
И Юрий Крупнов увидел идею, лежащую на поверхности. В России нет реабилитационных центров? Ничего нового строить не надо — надо сертифицировать негосударственные центры и объединять их в единую сеть. И вскоре у ФСКН и Юрия Крупнова появился сын — «Научно-исследовательский центр ФСКН». И вот в прошлом году по городам и весям начали колесить сотрудники этого НИЦ и предлагать негосударственным центрам добровольно сертифицироваться. Так сказать, получить печать «Одобрено ФСКН».
— Одним из первых сертификат соответствия критериям ФСКН получил Спасо-Преображенский реабилитационный центр «Православное братство Святого Духа», — рассказывает Денис Автономов, руководитель реабилитационных программ фонда «НАН». — Там, между прочим, «условием реабилитации воспитанника является воцерковление его родственников»! Только так. А распорядок дня такой: «молитвенное правило», «чтение Святоотеческих писаний», «просмотр православного видео» и «послушание» — читай, работа на подсобном хозяйстве. Таким образом, сертификат соответствия ФСКН выдала организации, которая под видом реабилитации наркозависимых и их родственников занимается вовлечением людей в религиозный культ. Но это не все. Когда один судья в регионе хотел по приговору направить человека на реабилитацию и обратился в местное управление ФСКН с вопросом: «А куда?» — ему в ответ прислали скан сертификата этого братства. То есть только туда, без вариантов...
Со временем отсертифицированные ФСКН центры (сейчас их 16) объединились в Национальную ассоциацию реабилитационных центров, возглавил которую Юрий Крупнов.
Минздрав смотрел на этот процесс с оскорбленным видом, но никак не реагировал. Мол, тоже мне, что вы понимаете в реабилитации...
Но в начале 2013 года Виктор Иванов заявил: «К апрелю 2013 года ГАК проведет всероссийский смотр региональных систем социальной реабилитации и ресоциализации, будем определять лидеров и ходатайствовать о поощрении руководством страны. ...Каркас национальной системы социальной реабилитации в целом создан».
Так мы подошли к главному — к деньгам и поощрениям.
Швецы, жнецы и игрецы
Две вещи неизменны — программы ФСКН по снижению числа наркоманов в РФ и рост числа наркоманов в РФ.
Если мы откроем любую ФЦП по борьбе с наркотиками прошлых лет, там мы увидим, к примеру, «сокращение к 2010 году масштабов наркопотребления на 16–20% по сравнению с 2004 годом». И именно по сравнению с 2004 годом в 2010 году число наркозависимых вырастает с 493,6 тысячи до 550 тысяч!
Но сейчас на глазах у изумленной публики ориентировочное число наркозависимых выросло с 3 до 5, а потом и до 8,5 млн человек. По этому поводу епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский в Общественной палате сказал, что «вообще-то руководство страны должно было сделать жесткие выводы, когда цифра увеличилась до 8,5 млн!». Но она увеличилась не просто так.
Надо сказать, что в этом году ФСКН уже получила 212 миллиардов по государственной программе «Противодействие незаконному обороту наркотиков на 2012–2020 годы». Уже там видно, насколько служба не хочет ни с кем делиться полномочиями. По этой программе ФСКН будет и воспитывать, и организовывать досуг, и разработает антинаркотическую медиасреду, и выявит наркоманов, и разработает систему реабилитации.
Общество год готовили к кошмарной цифре 8,5 млн наркопотребителей, чтобы все поняли: дело серьезное, без наркополиции тут не обойдешься. И тогда ФСКН представила еще один проект: «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотиков».
Программа полна удивительных вещей.
К примеру, предполагается «включение в реабилитацию и ресоциализацию не только лиц, имеющих сформированную зависимость от наркотиков, но и потребителей наркотиков». А «потребители» — это «лица, допускающие потребление наркотиков, в том числе — единичное». То есть человек ЕЩЕ не болен, а его уже вылечат.
— ФСКН отождествляет «потребителя наркотика» с «наркозависимым» — это грубая фактическая ошибка, — говорит Денис Автономов. — Наркопотребление не является болезнью в медицинском смысле слова. А нет болезни — не может быть и реабилитации...
Также в программе предлагается «внесение информации о потребителе наркотиков в базу персональных данных потребителей наркотиков». То есть об анонимной помощи и речи не будет. Будет только учет.
Еще одно хорошее предложение — «создать Национальный стандарт для реабилитации». То есть эту программу писали такие профессионалы, которые даже не знают, что этот ГОСТ написан год назад, а с 1 июля вступил в силу.
Ну и красной нитью через всю программу проходит идея, что Минздрав просто не умеет направлять людей в ребцентры. А вот ФСКН сможет запихивать туда по 100–150 тысяч человек в год, и в 30% случаев реабилитация будет успешной. В ФСКН считают, что достаточно механически наполнить центры людьми, и они излечатся.
— Сейчас ФСКН отбирает организации, чтобы потом распределять между ними государственные деньги, — объясняет Денис Автономов. — Но выявлять наркопотребителей будут другие ведомства. К примеру, Минздрав будет поставлять детей и студентов, выявленных при помощи тестирования. О добровольности никто не говорит — все министерства будут выступать в роли поставщика клиентов для подконтрольных ФСКН реабилитационных центров. То есть проект предполагает идеологическую монополизацию реабилитационного пространства под эгидой силового ведомства. Он исходит из того, что только с помощью мер принуждения можно поднять уровень наркологической помощи и снизить спрос на наркотики...
А просят на этот документ — это только оперативный бюджет, а там как получится, — 179 млрд 700 млн рублей.
Но! Когда Виктора Иванова спрашивают, а почему ФСКН занялась реабилитацией — это же не ваше дело? — он с достоинством отвечает: мы исполняем поручение президента №3132.
Но попробуйте найти это поручение. Я несколько суток рыла все базы — и Кремля, и правительства, — его нигде нет. Это поручение появляется, как кролик из шляпы фокусника, только на один короткий миг, чтобы мы успели увидеть номер на его пятках, пока его цитирует Виктор Иванов. Так что кто там кому чего дал — большой вопрос.
А тем временем уязвленный Минздрав в ответ на инициативу ФСКН быстренько написал свою концепцию модернизации наркологии! И сейчас реабилитационное одеяло натянуто до предела: в регионы направлены для отзывов две (!) конкурирующие друг с другом программы реорганизации наркологической службы. Я думаю, наркологи там рехнутся.
■ ■ ■
— Реабилитация — это не дом. Это встреча двух людей, — говорит психолог, директор послелечебной программы крупного ребцентра Александр Савицкий. Он рассказал мне, как мало в стране готовят специалистов и как быстро они выгорают. Что срыв — это не конец реабилитации, а ее продолжение. И что выздоровление может идти всю жизнь.
Он это знает — Александр трижды сам проходил реабилитацию, пока слова не стали стержнем.
Директор ФСКН этого не знает. На прошлой неделе он предложил ввести уголовное наказание за наркопотребление. Он считает, что болезнь надо наказывать тюрьмой.
— У нас есть ГАК, который должен регулировать все процессы консолидации в области наркополитики, — говорит Олег Зыков. — Но консолидации нет. Вместо этого ФСКН заявляет, что «Минздрав ни с чем не справится и реабилитацией будем заниматься мы. И дайте нам на это денег, причем сотни миллиардов». Но если программу примут и она провалится — а она провалится! — виноват будет только Минздрав, который не смог обеспечить ребцентры ФСКН клиентами. ...2016 год наступит очень скоро. А двигаемся мы куда-то не туда. И пока все действия Минздрава и ФСКН неизбежно ведут к дискредитации указа президента.
Спустя пару дней после выхода этого материала, к нам пришел официальный комментарий Минздрава РФ, который пресс-служба очень просила опубликовать. В этом тексте, как им кажется, отображены все ответы на заданные в статье вопросы.
Комментарий Минздрава России:
В настоящее время каких-либо противоречий относительно сфер деятельности и полномочий между ФСКН и Минздравом России не существует. Напротив, работа по профилактике незаконного потребления наркотиков, лечению и реабилитации наркозависимых проводится данными федеральными органами комплексно в тесном взаимодействии.
К 1 января 2016 года Минздрав России совместно с региональными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения должны завершить модернизацию наркологической службы.
В настоящее время в 38 регионах обновлена материально – техническая база наркологических учреждений, обучены кадры, закуплено необходимое оборудование для осуществления оказания наркологической помощи в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «наркология». Такой подход позволяет выравнивать оказание наркологической помощи во всех регионах, осуществлять единый лечебно-реабилитационный процесс.
Медицинская реабилитация наркологических больных проводится в 85 реабилитационных отделениях наркологических и психиатрических медицинских организаций. В регионах дополнительно открыто 9 реабилитационных центров.
Минздравом России разработан порядок оказания медицинской помощи больным наркоманией. Следует отметить, что у таких пациентов присутствуют сочетанные заболевания – гепатиты, туберкулез, поэтому им необходимо не только оказание наркологической помощи, но и комплексное лечение.
Следующим этапом в реализации комплекса лечебных мероприятий и медицинской реабилитации являются мероприятия по социальной адаптации и реинтеграции таких пациентов в общество. Для оказания помощи потребителям наркотиков необходимо привлекать не только медицинские организации, но также организации, оказывающие социальные, педагогические и иные услуги всех форм собственности. Необходима четкая, скрупулезная организация работы на межведомственном и межсекторальном уровне. На это нацелена государственная межведомственная программа «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», разработанная в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации.
В рабочую группу вошли представители ФСКН, Минздрава России, МВД России, ФСИН, Минобразования и науки, Минсельхоза, Минфина, Минэкономразвития.
Цель программы - сокращение числа потребителей наркотиков, возвращение их в социум. Планируется, что это будет достигнуто путем создания национальной системы комплексной реабилитации и социализации потребителей наркотиков.
Медицинская составляющая отражена в разделе программы: «Организация оказания медицинской помощи потребителям наркотиков».
Проект программы предусматривает преемственность медицинских и социальных мер, направленных на реабилитацию больных наркоманией, осуществление психиатрами-наркологами мониторинга клинического состояния реабилитантов, находящихся в реабилитационных центрах.