Главные торжества прошли в Лесном районе Тверской области, где находится мемориал в честь одного из главных героев Чесменской битвы.
25 июня (6 июля по новому стилю) 1770 г. у берегов Эгейского моря разгорелось сражение между русскими эскадрами под командованием Алексея Орлова и турецким флотом. После долгого артиллерийского боя турецкие корабли отступили в Чесменскую бухту, под прикрытие береговых батарей. Чтобы окончательно добить флот султана, передовой отряд русских кораблей ночью 7 июля вошел в бухту и, став на якорь под обстрелом вражеской артиллерии, открыл огонь зажигательными бомбами по турецким парусникам. Однако добиться успеха поначалу не удавалось. Тогда поступил приказ пустить в дело брандеры. Эти небольшие суда, нагруженные порохом и зажигательными снарядами, должны были пришвартоваться к бортам турецких кораблей и взорваться вместе с ними.
Из четырех наших брандеров лишь один смог провести удачную атаку. Суденышко-«смертник» под командой лейтенанта Дмитрия Ильина добралось до турецкого линейного корабля и подожгло его. Вскоре пламя распространилось на соседние мателоты… К утру флот султана практически перестал существовать. Турки потеряли более 70 крупных и малых судов, около 10 тысяч человек. А людские потери русской эскадры составляли лишь несколько десятков убитых и раненых.
Чесменская «виктория» имела важнейшее значение для той войны: русский флот в результате получил полное господство на море. Победу в Российской Империи отметили по достоинству. На протяжении многих десятилетий сражение при Чесме почиталось одной из трех важнейших побед русского флота. Память об этом решено было сохранить с помощью столь знакомой всем нам классической формы русского военного моряка. Синий воротник рубахи-форменки украшен тремя белыми полосками, они-то и символизируют три победных сражения наших моряков – Гангутское, Чесменское, Синопское.
Главного героя сражения лейтенанта Д. Ильина государыня Екатерина II вызвала в столицу и во дворце торжественно вручила ему орден Святого Георгия. Имя этого кавалера позднее выбили на мраморной плите в парадном Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. А в составе флота в 1880-е появился минный крейсер «Лейтенант Ильин».
Отважного моряка после смерти похоронили в его родной деревне Застижье, затерявшейся среди глухомани тверских лесов. На могиле героя много лет спустя установили гранитный обелиск с надписью: «Сооружен по Высочайшему повелению Государя Императора Александра III». Памятник увенчали бронзовый шаром и крестом, украсили бронзовыми барельефными изображениями Георгиевских крестов и медальонами, скопированными с памятной чесменской медали. Ограду вокруг мемориала сделали из чугунных орудийных стволов и якорных цепей…
Все эти украшения были уничтожены в неистовые 1930-е, когда по всей стране развернулась кампания по борьбе с «памятниками проклятого царского прошлого», но сам обелиск все-таки уцелел и долгие годы стоял в неприглядном, ободранном виде. Лишь в 2000-е годы памятник Ильину был восстановлен.
Еще государыня Екатерина II повелела ежегодно отмечать день победы при Чесме как всенародный праздник. Однако в советское время такая традиция была упразднена. За возвращение этого Дня воинской славы пришлось долго бороться и в постсоветской России. Эпопея растянулась более чем на 10 лет. – Именно столько времени пытались «пробить» День памяти Чесменского сражения те, кто неравнодушен к русской военной истории. Их попытки раз за разом «вязли» в «руководящих инстанциях». Лишь помощь «МК», поместившего в последние годы на своих страницах несколько публикаций о «забытой Чесме», помогла привлечь внимание наших законотворцев к этой проблеме. В итоге новый всероссийский военный праздник все-таки был утвержден. В этом году он впервые отмечался – по крайней мере с формальной точки зрения, – на федеральном уровне.
Масштабные торжества прошли на родине героя-чесменца лейтенанта Ильина в Лесном районе Тверской области. Некоторые подробности редакции «МК» стали известны от нашего коллеги – главного редактора районной газеты «Лесной вестник» Николая Смирнова:
– Хотя дождливая погода и «подмочила» церемонию, однако все прошло очень красиво. В деревню Застижье приехали многочисленные гости. В том числе, Председатель областного Законодательного собрания Андрей Епишин, член Госдумы Светлана Максимова, представители ВМФ России во главе с адмиралом Владимиром Валуевым, ветераны-моряки... Возле памятника лейтенанту Ильину выстроился почетный караул. Возложение цветов решили совершить по классической морской церемонии: офицеры-моряки опустили венок на воду посреди озера, рядом с которым расположен мемориал. Кроме того в сельском храме Александра Невского состоялось торжественное богослужение, которое провел епископ Бежецкий Филарет. Владыка освятил специально привезенный в церковь образ Святого праведного воина Феодора Ушакова (знаменитого русского адмирала ныне причисленного к лику святых – ред.). Эту икону передадут в дальнейшем на боевой корабль российского флота, который носит название «Тверь».