МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Статуя памяти свободы

Реалии современного мира заставляют власти закручивать гайки, а граждан — мириться с этим

Статуя Свободы, подарок народа свободной Франции народу свободной Америки, вновь открылась для посетителей 4 июля — в День независимости Соединенных Штатов. Слово «вновь» несет тут особую смысловую нагрузку. Оно отражает печальный факт: Факел Свободы, который Lady Liberty держит в поднятой правой руке, светит все слабее для миллиардов землян. И в том числе — для трехсот с лишним миллионов жителей страны, которую в 1886 году (когда был открыт монумент) считали главной цитаделью свободы.

Фото: Геннадий Черкасов

Охрана памятников и людей

Статую Свободы закрыли в 2001 году, сразу после терактов 11 сентября. Монумент подвергли длительному и дорогостоящему переоборудованию с целью предотвращения терактов и вновь открыли в 2004 году, но с ограничениями: зайти можно было только внутрь пьедестала. Осматривать внутреннее содержимое самой Леди Либерти стало возможно лишь в 2009 году. С октября 2011 памятник снова был закрыт на ремонт — власти занялись дальнейшим усовершенствованием систем безопасности.

Через год, в октябре 2012-го, Статую Свободы опять открыли, но «недолго музыка играла»: буквально на следующий день в Нью-Йорк прибыл ураган Сэнди, который вдребезги разнес все причалы на острове Эллис-Айленд, где живет Леди Либерти. И вот сейчас, восемь с лишним месяцев спустя, снова «Свобода вас встретит радостно у входа». Надолго ли?

Мы живем в мире, в котором каждый день, на каждом шагу властям приходится защищать не столько памятники, сколько людей от террористов. Это мир, в котором каждый день отправляются на тот свет, прихватывая с собой десятки, сотни невинных людей, безумные фанатики. «Вы любите жизнь, а мы любим смерть», — говорил покойный Усама бен Ладен. Мир, в котором природа все более страшно мстит человеку за бездумную жадность — ураганами и торнадо, землетрясениями и цунами, наводнениями и засухами. В таком мире соблюдать права и свободы человеческой личности становится все труднее: главной задачей властей становится защита населения — именно так, собирательно — от растущих с каждым годом рисков и угроз.

Слухи о «слухачестве» преувеличены?

Одним из способов этой защиты стала массированная слежка спецслужб за всеми переговорами и перепиской граждан. Если верить борцу с этой системой бывшему сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену, Агентство национальной безопасности (АНБ) США перехватывает в глобальном масштабе «все, что движется» — телефонные звонки, имейлы, разговоры по скайпу, общение в социальных сетях, — а потом с помощью неких алгоритмов из этого астрономического объема информации выделяет то, что может вывести на террористов, связанных с ними торговцев оружием и прочих «плохих парней».

Похоже, что бывший системный администратор отделения АНБ на Гавайях, которому непонятным образом удалось получить доступ к сверхсекретной и не касающейся его информации, сильно преувеличивает. Компании, с чьих серверов АНБ якобы снимает весь частный интернет-трафик граждан всего мира, — Google, Apple, Facebook, Microsoft и другие — отрицают свое участие в подобном «оптовом шпионаже». Договорившись с минюстом США, они сейчас публикуют информацию о том, сколько просьб и за какой период они получили от властей относительно личных данных пользователей — звонков, имейлов и т.п. Обращения разведчиков, контрразведчиков, правоохранителей и т.д., во-первых, носят узко ограниченный характер по персоналиям и другим параметрам и, во-вторых, исчисляются не миллионами, а десятками тысяч. Правительство США не разрешило интернет-компаниям разглашать конкретные просьбы такого характера, но, по словам представителей хайтековских компаний, в подавляющем большинстве случаев речь идет о «рутинной полицейской работе».

Гражданские свободы уже не превыше всего

Тем не менее правозащитники негодуют. Американский союз гражданских свобод подал в федеральный суд иск против правительства США. Эта организация требует, чтобы суд запретил правительству вести слежку в массовых масштабах за американскими гражданами. Раньше того же пыталась добиться другая организация — Amnesty International, но Верховный суд США отклонил ее иск.

Кое-кто из экспертов считает, что новый иск правозащитников может оказаться более успешным. Агентство Reuters приводит слова специалиста по правовым аспектам национальной безопасности Джона Махони: «У этого иска есть основа, потому что, как мне кажется, эта программа наблюдения может оказаться избыточно широкой... Перехватывать каждый звонок и каждое послание через Интернет каждого гражданина США — это, пожалуй, чересчур».

Но, вероятно, шансы на успех у этого иска все-таки слабее, чем говорит юрист. Во-первых, масштабы слежки действительно могли быть преувеличены Сноуденом и газетами — для пущей паблисити. Во-вторых, независимо от масштабов, сама эта деятельность не противоречит законодательству США — после 11 сентября были приняты соответствующие законы. В-третьих, законодательная ветвь власти — Конгресс США — в основном считает крупномасштабную слежку необходимой, а на разоблачителя Сноудена вешает ярлык «предателя» (именно так его назвал спикер палаты представителей Джон Бейнер). Наконец, в-четвертых (и это может ощутимо воздействовать на судебную власть), общественное мнение Америки не бурлит и не бушует. Опрос, проведенный недавно исследовательской организацией Pew Research Center и газетой The Washington Post, показал, что у 56% респондентов нет возражений против такой деятельности спецслужб — она необходима для борьбы с терроризмом.

«...припомнит ваши имена»

Можно сколько угодно возмущаться и сотрясать воздух грозными заклинаниями, как это делает ультраправый сенатор-республиканец Рэнд Пол: он обещает начать «юридические действия против правительственной слежки и превышения полномочий Агентством национальной безопасности». Это — дешевый популизм в угоду ненавидящим любую власть обитателям американской глубинки. Возврата к свободе тех времен, когда на Эллис-Айленде появилась Статуя Свободы, быть не может. Погуляли на свободе — и будет. Нынче важнее безопасность. И никто уже не вспоминает изречение Бенджамина Франклина о том, что тот, кто готов пожертвовать свободой ради безопасности, не заслуживает ни того, ни другого. Давно он это говорил — аж в XVIII веке...

Сегодня могут прийтись ко двору совсем другие перлы мудрости. Вот, например, в горбачевскую эпоху, в конце 80-х, был в ходу такой стишок:

Товарищ, верь: пройдет она —

И демократия, и гласность.

Придут другие времена,

И вот тогда госбезопасность

Припомнит ваши имена.

Тогда мы не думали, что эта байка переживет СССР и, более того, станет актуальной не только для России, но и для демократического западного мира. Идет суд над Брэдли Мэннингом, слившим секретную информацию Wikileaks. Основатель Wikileaks Джулиан Ассанж сидит, по сути, в заключении в стенах эквадорского посольства в Лондоне: как только выйдет, будет арестован. Эдвард Сноуден — еще один кандидат на арест и суд.

Демократия имеет свои рамки (и они, увы, становятся все более тесными). А гласность не включает в себя возможность разглашать секретную информацию, дав подписку о неразглашении.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах