Бывшая судья Конституционного суда РФ Тамара Морщакова была одним из докладчиков научной экспертизы
«О результатах общественного научного анализа судебных материалов уголовного дела М.Б. Ходорковского и П.Л. Лебедева» от лица СПЧ. Она озвучила выводы экспертов и членов президентского Совета по правам человека о том, что Ходорковский и Лебедев не совершали ни хищения, ни растраты, так как нефть, признанная судом похищенной, принадлежала компании «ЮКОС», и ее продажа принесла всем акционерам прибыль.
Как заявили в Следственном комитете РФ, эта экспертиза была выполнена пристрастно, так как оплачивалась из средств, отмытых менеджерами «ЮКОСа» в офшорах. В связи с этим следователи провели обыски в Российской экономической школе, Высшей школе экономики и других организациях, где работают привлеченные к экспертизе экономисты. У всех девяти экспертов изъяли электронную почту.
Из следственного постановления по поводу проведения этой экспертизы следовало, что «Из указанных легализованных денежных средств Новикова Е.В. (руководитель «Центра правовых и экономических исследований») получила вознаграждение сама, платила вознаграждение Морщаковой Т.Г. и другим лицам, содействующим в организации вышеперечисленной работы, платила вознаграждение под видом гонораров ученым, принимающим участие в научном обосновании необходимости изменения уголовного законодательства... В дальнейшем, в апреле 2011 года, Новикова Е.В., действуя в группе с Морщаковой Т.Г. и другими лицами, ранее получавшими вознаграждение из вышеуказанных легализованных средств, будучи заинтересованными лицами, организовала производство общественной экспертизы приговора Хамовнического суда Москвы от 28 декабря 2010 года в отношении Ходорковского и Лебедева якобы под эгидой Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека».
После этого, в конце мая 2013 года из России уехал один из девяти экспертов экономист Сергей Гуриев. Он мотивировал свои действия тем, что опасается преследования со стороны правоохранительных органов. Гуриева дважды допрашивали в рамках расследования этого дела, а в конце апреля 2013 года изъяли у него всю переписку за последние пять лет. После этого экономист решил, что ему небезопасно оставаться в России и уехал в Париж.
Тамара Морщакова уже высказывала свое мнение о претензиях к экспертам со стороны правоохранительных органов в феврале 2013 года. «Обвинение безумное, вымышленное», — сказала она, добавив, что «такое отношение ставит под сомнение вообще деятельность СПЧ по анализу, обсуждению ситуации и по разработке рекомендаций». Кроме того, она считает, что угроза свободе Гуриева действительно существовала.
Главным посылом «дела экспертов» она считает то, что власть стремится установить полный контроль над обществом, а также свободу власти от встречного контроля общества.
В одном из интервью Тамара Морщакова на вопрос «если возникнет серьезная угроза для вашей безопасности, вы можете уехать из страны?» ответила, что для нее это исключается.
Тамару Морщакову пригласили на встречу со следователем в четверг, 27 июня. Пока в качестве свидетеля.