21-летний рядовой Филип Хьюитт погиб в Ираке в июле 2005 года, когда лендровер, в котором он находился, подорвался на придорожной мине. Через год при таких же обстоятельствах в Ираке был убит 23-летний рядовой Ли Эллис. В августе 2007-го в аналогичной ситуации там же погиб 22-летний капрал Кирк Редпат.
Эксперты пришли к выводу, что все трое остались бы живы если бы лендроверы, в которых они патрулировали территорию, были бы оборудованы специально укрепленным бронебойным днищем. Эти грозные на первый взгляд машины, снабженные пуленепробиваемым металлическим покрытием с внешней стороны кузова, были, тем не менее, практически беззащитны от минных атак, поскольку снизу ничем не отличались от обычных “гражданских” лендроверов. В Северной Ирландии, где автомобили использовались во время войны с террористами, за эту “ахиллесову пяту” солдаты прозвали их “мобильными гробами”.
Матери этих солдат обвиняют в смерти своих сыновей британское Министерство обороны, которое, как они считают, не позаботилось об обеспечении сражающихся в Ираке военнослужащих адекватным вооружением и экипировкой.
Верховный суд признал, что министерство в этом и некоторых других случаях не приняло всех необходимых мер для того, чтобы уберечь солдат, проявив тем самым халатное отношение к своим обязанностям и нарушив закон о соблюдении прав человека.
После оглашения решения суда, мать одного из погибших заявила журналистам: “Это была долгая борьба за справедливость, но я довольна вердиктом, потому что он больше не позволит бюрократам относиться к солдатам, как к недочеловекам. Теперь те, кто идут на фронт признаны людьми, у которых есть права”.
Однако министр обороны Филип Хэммонд высказал опасение, что такое решение верховного суда “может усложнить процесс управления войсками в боевой обстановке”.
Франк Ледуидж, в недавнем прошлом офицер военной разведки, прослуживший некоторое время в Афганистане, приводит такой пример: “Предположим, вы – командир взвода разведки, а один из ваших солдат ранен и лежит между вашей позицией и расположением врага. Чтобы вытащить его оттуда под огнем противника, надо послать тяжелобронированную машину, которую надо вызывать с базы. Но пока она придет, солдат может умереть от потери крови. Между тем, в вашем распоряжении есть такой лендровер и вы можете послать его немедленно. До сих пор я бы не задумываясь послал несколько человек в лендровере. Но не поручусь, что завтра неопытный комвзвода, над которым нависает опасность нарушения прав человека, поступит так же. Это будет не война, а абсурд!”
Юристы министерства обороны настаивали на том, что британские законы не могут распространяться на зарубежные поля сражений.
Решение верховного суда может иметь далекоидущие последствия как для британского военного начальства, так и для государственной казны королевства. Отныне командиры должны будут руководствоваться в бою не только приказами вышестоящих офицеров и правилами военного искусства, но и Европейской конвенцией по правам человека.
Одновременно могут в геометрической прогрессии возрасти размеры компенсаций, выплачиваемых военным инвалидам и семьям погибших.